АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОДЕКС

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОДЕКС – пергаменная рукопись греческой Библии середины V в. унциального письма в два столбца по 46–52 строки в каждом. Формат 32х26 см. Сохранилось 773 листа предположительно из 822. Различия в почерках свидетельствуют о нескольких переписчиках, однако их число исследователями точно не установлено. Предположительное место создания – Египет, хотя также называют Константинополь. Первоначально однотомный Александрийский кодекс был в XVII в. переплетён в четыре тома (три тома – Ветхий Завет, один том – Новый Завет и первое и второе Послания Климента). На переплётах – герб короля Англии Карла I Стюарта (1625–1649 гг.). Хранится в Британской библиотеке. Имеющаяся в Александрийском кодексе арабская запись приписывает его создание мученице Фёкле. По сообщению Кирилла Лукариса, Фёкла, египтянка благородного происхождения, написала Александрийский кодекс вскоре после первого Вселенского собора (325 г.). Однако наличие в нём более позднего по времени сочинения Афанасия Великого опровергает эту датировку. Согласно латинской записи XVII в., сделанной на первом листе, Александрийский кодекс с 1098 г. хранился в Александрийской патриаршей библиотеке, от которой и происходит его название. Исследователи не исключают также возможность того, что Александрийский кодекс был доставлен в Александрию из Константинополя на рубеже XIII–XIV вв. Александрийским  патриархом Афанасием III Синаитом. В свою очередь, Кирилл Лукарис, будучи избран на Виленскую кафедру, привёз Александрийский кодекс в Константинополь и в 1624 г. передал его через английского посла в Константинополе для сохранности королю Англии Якову I (1603–1625 гг.). Но тот умер прежде, чем рукопись была доставлена в Лондон. Её получателем в 1627 г. стал король Карл I. С 1757 г. Александрийский кодекс находится в Британской библиотеке. Он содержит все канонические и неканонические книги Ветхого Завета, Нового Завета и послания Климента Римского (судя по оглавлению, признаваемые частью Нового Завета). Перед Псалтирью помещены Послание Афанасия Великого Марцеллину, «Обозрение псалмов» Евсевия Кесарийского и богослужебный указатель; далее следуют 14 библейских песен. Текст Четвероевангелия сопровождается делением на так называемые Аммониевы главы. Первоначально завершавшие Александрийский кодекс, согласно оглавлению, неканонические Псалмы Соломона не сохранились.

 



 
PR-CY.ru