Словарь по христианству А АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ - Страница 4

АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ - Страница 4

В 1818 г. рассмотрение правонарушений, совершённых духовными лицами (кроме уголовных и государственных преступлений), было изъято из ведения гражданского суда и передано в церковный суд. Указами 1820 и 1823 гг. окончательно отменялось право выбора прихожанами настоятелей приходов. В 1808–1814 гг. была проведена реформа духовного образования. По аналогии со светской школой в духовных учебных заведениях вводились четыре ступени обучения с преемственностью программ: церковноприходская школа, уездное духовное училище, духовная семинария, духовная академия. В учебных программах усилено преподавание общеобразовательных предметов, академии были поставлены во главе духовно-учебных округов. Строго подтверждалась необходимость духовного образования для занятия священнических должностей. При назначении архиереев Александр I неизменно предпочитал кандидатов «традиционного» склада, что охраняло церковь от проникновения «модернизма». Ко времени присоединения Грузии к России (1801–1804 гг.) местная автокефальная церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав Русской православной церкви она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определён указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митрополит Рязанский Феофилакт (Русанов), ряд епархий экзархата были преобразованы путём их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть грузинского духовенства, которая находилась в крепостной зависимости. При Александре I в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, Новый Завет был переведён на татарский, ногайский, осетинский языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г. – осетинская, а в 1821 г. – монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии, во главе которой был поставлен выдающийся синолог архимандрит Иакинф (Бичурин). Распоряжения Александра I сыграли решающую роль в упрочении положения православной миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. Александр I отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в западных губерниях был запрещён перевод униатов в католичество; началось сближение униатов с православием в форме единоверия (аналогичной той, которая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещёные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казёнными землями. В этот период царствования Александр I увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813–1814 гг. за границей, император проявлял интерес к различным христианским конфессиям. В 1814 г. в Силезии встретился с представителями секты Моравских братьев, в их строгом аскетизме увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене общался с европейским мистиком Иоганном Генрихом Юнгом-Штиллингом, в Лондоне беседовал с квакерами, посещал их молитвенные собрания. По инициативе российского императора 14 сентября 1815 г. был заключён Священный союз между монархами России, Австрии и Пруссии. Текст акта, написанный Александром I, имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христианских монархов оказывать друг другу всемерную помощь.

 



 
PR-CY.ru