Словарь по христианству А АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ - Страница 3

АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ - Страница 3

Громадную роль в победоносном исходе войны сыграли твёрдость и мужество правителя. В день Рождества Христова 25 декабря 1812 г. был издан царский манифест, возвестивший о победоносном окончании Отечественной войны, но ещё не о наступлении мира. 1 января 1813 г. русская армия перешла границу – военные действия были перенесены в пределы Западной Европы. Борьбу с Наполеоном за пределами России Александр I рассматривал как выполнение основной своей миссии – освобождения западноевропейских народов и низвержения Наполеона с престола. Взятие 19 марта 1814 г. союзными войсками Парижа и заключение 18 мая 1814 г. мира знаменовали успешное её выполнение. Александр I стал вершителем судеб Европы. В 1814 г. Сенат преподнёс ему титул «Благословенного, великодушного держав восстановителя». Военные потрясения 1812 г. оказали громадное влияние на усиление религиозности Александра I. Он говорил позднее: «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил моё сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал. Тогда я познал Бога. Во мне созрела твёрдая решимость посвятить себя и своё царствование Его имени и славе». Император каждый день стал читать Библию «и находить в ней утешение», однако духовная основа его личности сложилась много раньше. Ещё задолго до войны Александр I руководил изготовлением походного храма во имя князя Александра Невского; с ним прибыл он пред Пасхой 1812 г. в Вильну и с ним вступил в 1814 г., также перед Пасхой, в Париж. Конфессиональная политика Александра I в те годы заключалась как в последовательной защите интересов Русской церкви, так и в провозглашении принципов веротерпимости. В начале его царствования были сделаны послабления для старообрядцев и некоторых сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения власти; широкой свободой пользовались католичество и протестантизм, а также ислам и буддизм; фактически был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож, но в 1810 г. был установлен негласный полицейский надзор за их деятельностью. Когда Александру I стало известно о существовании тайного общества декабристов (многие из которых входили в масонские ложи), были запрещены все тайные организации и масонские ложи (1822 г.). На рубеже XVIII–XIX вв. в России активизировались иезуиты, открывшие в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и других городах школы (пансионы), а в Полоцке – духовную академию. Их деятельность вызвала резкое недовольство православного духовенства, и по указу 1815 г. они были высланы из Москвы и Санкт-Петербурга, а в 1820 г. – изо всех мест России, их имущество было отписано в казну. Основным направлением церковной политики Александра I в это время было улучшение социального положения духовенства и повышение образовательного уровня с целью возвысить его нравственное влияние в русском обществе. При нём были существенно расширены права и привилегии православных клириков, улучшено их материальное положение. Указ 1801 г. отменил телесные наказания по суду для духовных лиц, в 1808 г. этот указ был распространён и на членов их семей. Приходское духовенство и монастыри были освобождены от поземельного налога, а в 1821 г. – от воинского постоя и большинства других натуральных и денежных повинностей. Было разрешено приобретение духовенством ненаселённых земель в собственность путём дарения и покупки (указы 1805 и 1810 гг.). В 1823 г. вдвое увеличены введённые при Павле I постоянные оклады для приходского духовенства, создан пенсионный фонд и постоянные попечительства. В 1815 г. отменены рекомендации официальных светских лиц при поставлении на священнические должности (за исключением военного ведомства).

 



 
PR-CY.ru