АВЕРКИЙ

АВЕРКИЙ (ум. около 167, или 190, или 195 г.) – епископ г. Иераполь в римской провинции Фригия Салюстария во времена императора Марка Аврелия Антонина (161–180 гг.) и Луция Вера (161–169 гг.), равноапостольный (память 22 октября). Согласно «Житию», составленному около 375–400 гг., Аверкий проповедовал среди язычников, сокрушил идолов в местном языческом храме, исцелял бесноватых, обходил с проповедью окрестные города и селения. Прозвание «равноапостольного» снискал во время миссионерского путешествия по Сирии и Месопотамии. По приглашению Марка Аврелия епископ посетил Рим, чтобы исцелить его дочь Луциллу; бес, вышедший из девицы, по приказанию Аверкия перенёс из Рима в Иераполь огромный камень, на котором была высечена надпись, рассказывающая о деяниях святого (см. Аверкия эпитафия). В Константинополе источники конца XI – XII вв. упоминают храм в честь Аверкия и Пресвятой Богородицы, находившийся при Патриарших палатах. По сообщениям русских паломников XIV–XV вв., мощи святого хранились в Константинопольском храме Спаса Милостивого. На Руси Аверкий приобрёл широкое почитание как один из первых святых покровителей династии Романовых. Удачный штурм Москвы войсками Кузьмы Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского в 1612 г. пришёлся на день его памяти, соединившись с празднованием Казанской иконе Божьей Матери; память святого вошла в число основных московских праздников и отразилась в церковной топографии города. Патриарх Филарет, цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович (особенно после рождения сына Дмитрия 22 октября 1649 г.) нередко посвящали памяти Аверкия приделы в своих домовых или соборных храмах (монастырь за Никитскими воротами, Казанские храмы на Красной площади и в селе Коломенском). Пространное «Житие» святого с чудесами переведено на славянский язык к концу XI в. Краткое «Житие» переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В первой половине XIV в. краткое «Житие» вновь переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. краткое и пространное «Жития» вошли в состав Великих Миней Четьих. Память Аверкия отмечена в Типиконе Великой церкви (X в.), в Стишном Прологе XI в. Христофора Милитинского, в Студийско-Алексиевском уставе (в том числе, в самой древней рукописи XII в., где указано читать «житие преподобного отца нашего Аверкия»). Мессинский Типикон (1131 г.), представляющий собой италийскую редакцию Студийского устава, указывает на совершение вседневной службы «преподобному отцу нашему Аверкию», гимнография которой в целом совпадает с текстами в печатных Минеях.

 



 
PR-CY.ru