АВЕРКИЙ - Страница 2

В Евергетидском уставе (первая половина XII в.) обозначена вторая память семи Эфесских отроков, впоследствии вошедшая в Иерусалимский устав и оттуда перешедшая в современные Типиконы греческой и русской церквей. Службу Аверкию содержат рукописные Минеи студийского типа (XII в.). Издателю Гродидье де Матону известны по многочисленным спискам X–XI вв. кондаки Аверкию и семи Эфесским отрокам на этот день. В греческом Кондакаре начала XIV в. выписаны два кондака с икосами (четвёртого плагального гласа, подобен «Яко начатки»), один из которых совпадает с кондаком греческой печатной Минеи, другой – русской. Стихира на вечерне на «Слава» Аверкию приписывается в греческих и славянских печатных Минеях Иоанну монаху, а канон (второго гласа) с акростихом «Аверкиеву воспою великую славу», вписанный в тропари и богородичны, – Иосифу. Согласно Мессинскому и Евергетидскому уставам, одному из ранних (XII в.) списков Иерусалимского устава, Аверкию полагается вседневная служба. В первопечатном Типиконе (1610 г.) обозначена служба двум святым Аверкиям и семи отрокам без знака, выписан кондак. В современной русской практике простая служба часто соединяется с празднованием иконы Казанской Божьей Матери. Аверкий изображается как святитель в епископском одеянии, с омофором, с кодексом в руках, в виде седовласого старца с бородой. Его изображения известны в рукописях, иконах и монументальных росписях. В Минологии Василия II (976–1025 гг.) он представлен молящимся; в Минологии за октябрь (третья четверть XI в.) – стоящим в рост. Миниатюрные изображения Аверкия имеются также в других рукописях. Он изображался среди святых, включавшихся в циклы минейных икон XI–XX вв., например, на створке со святыми за сентябрь, октябрь и ноябрь из гексаптиха в монастыре великомученицы Екатерины на Синае (конец XI – начало XII вв.), а также на годовой минейной иконе XIX в. из монастыря Симонопетра на Афоне. Образы Аверкия встречаются в росписях балканских и молдавских церквей: великомученика Георгия Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; Христа Пантократора в Дечанах (Югославия, Косово и Метохия), 1335–1350 гг.; великомученика Димитрия Маркова монастыря (Македония), около 1376 г.; Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.; великомученика Георгия в селе Воронец (Румыния), около 1504 г.?; в нартексе архиепископа Даниила II, Печская патриархия (Югославия, Косово и Метохия), около 1565 г.; святителя Николая в Пелинове, 1717–1718 гг. Изображение Аверкия включено в Строгановский иконописный подлинник. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII в.) предписывается изображать его «старцем с большой бородой».



 
PR-CY.ru