АНДРЕА дель САРТО

АНДРЕА дель САРТО (настоящее имя Андреа д’Аньоло ди Франческо ди Лука ди Паоло дель Мильоре Ваннукки; 1486/87 – 1531 гг.) – итальянский живописец флорентийской школы эпохи Высокого Возрождения. Учился у Пьеро ди Козимо, испытал влияние Леонардо да Винчи, Фра Бартоломмео, Микеланджело, к концу жизни стал признанным главой флорентийской школы. О нем обычно отзывались как о холодном, рассудочном живописце, между тем лишь немногие художники XVI в. достигали такой гармонии колористического и технического мастерства. В искусстве Андреа дель Сарто лирическое начало выражено сильнее, чем у Фра Бартоломео, и в целом он мастер более разносторонний. Он работал и во фреске, и в станковой живописи, где кроме алтарных композиций проявил себя также как портретист. В образах художника много мягкости и изящества, которыми он иногда злоупотреблял. Андреа дель Сарто обладал редким для флорентинца качеством – чувством колорита, который в сочетании с мягкой вуалирующей светотенью придает его образам особую поэтичность, нередко, к сожалению, переходящую во внешнюю красивость. К наиболее ранним фресковым работам Андреа дель Сарто принадлежит фреска «Рождество Марии» в церкви Аннунциаты (1514 г.). Образец зрелой манеры художника – фреска полукруглого люнета в клуатре этой же церкви, так называемая «Мадонна с мешком». Эта трехфигурная композиция (его лучшая монументальная работа) по красоте линий и масс, по общему решению заставляет вспомнить произведения Рафаэля, хотя и не обладает их содержательностью. Эта роспись превосходна по колориту. Андреа дель Сарто – автор большого количества фресок и станковых картин. В его станковых произведениях есть оттенок особой импозантности образов в сочетании с их несколько нарочитой поэтизацией, примером чего может служить одно из самых известных созданий художника – «Мадонна с гарпиями» (1517 г., Уффици). Картины отличаются красочной гаммой и богатством перехода светотени, ясностью и торжественностью композиции, построенной на гармоничном равновесии сложных и крупных пространственно-ритмичных форм. Лучшим образцом его портретного искусства может служить портрет скульптора (Лондон, Национальная галерея), очень выразительный по благородному облику модели и тому ореолу поэзии, которым художник сумел, не переходя в слащавость, окружить этот яркий образ. Привлекает и колорит лондонского портрета, в котором красиво сопоставлены различные оттенки глубоких темно-пепельных тонов. Значительные работы – «Святое семейство», «Рождение Марии» (1514 г., фреска в атриуме церкви Сантиссима-Аннунциата), «Благовещение» (1515 г., Флоренция, галерея Питти), «Мадонна с гарпиями» (1517 г., Флоренция, галерея Уффици), моделью для которой, возможно, была его жена Лукреция дель Феде, а также монохромные фрески из истории Иоанна Крестителя во дворе сообщества делло Скальцо во Флоренции (1512–1526 гг.) и фрески в бенедиктинском монастыре валломброзианов Сан-Сальви (1515–1526 гг.). Поэтическая одухотворенность его живописи («Мадонна с гарпиями», 1517 г., Уффици; «Мадонна с младенцем и святыми», 1519 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Портрет скульптора», Национальная галерея, Лондон) во многом рождена мягкой светотенью, обволакивающей форму и объединяющей яркие, сочные цвета. Позднее его творчество отразило кризисные моменты в развитии ренессансного искусства. Усложненные ритмы, экспрессивное звучание колорита, введение жанровых мотивов в традиционные религиозные композиции характеризуют росписи Андреа дель Сарто 1520-х гг. («Тайная вечеря» в трапезной монастыря Сан-Сальви во Флоренции, 1526–1527 гг.). Свободная динамика композиции, бурное движение, острая выразительность резких ракурсов, тревожный, как бы горящий колорит его последних станковых работ («Жертвоприношение Авраама», 1529 г., Картинная галерея, Дрезден) предвосхищают искусство барокко.

 



 
PR-CY.ru