АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ - Страница 11

 

Стена эпохи иевусеев и царя Давида повторяла линию стены среднего бронзового века и ограждала площадь около 4,4 га. На крутом восточном склоне холма, над источником Гихоном, гигантская опорная стена поддерживала разрушенную монументальную конструкцию, – возможно, иевусейскую «крепость Сиона», взятую при штурме Иерусалима и ставшую «городом Давидовым» (1 Пар 11:5). При Соломоне цитадель была смещена к северу. Предполагается, что храм Соломона располагался к западу от священной скалы, возможно игравшей роль алтаря-жертвенника (сейчас перекрыта большим куполом и включена в комплекс мусульманской святыни Харам-эш-Шериф), а длинной осью ориентирован с востока на запад. К эпохе Давида относят скромные неукрепленные поселки, возникшие на руинах разрушенных в ходе войн конце XI – начале X в. до н.э. ханаанейских и филистимлянских городов (Мегиддо, Телль-Касиле). Лахиш, разгромленный в середине XII в. до н.э., возродился в Х в. до н.э. на ограниченной, первоначально не укрепленной площади. Эти памятники считают индикаторами начавшегося в Израиле процесса урбанизации. Для X в. до н.э. близкая картина зарождения израильских поселков на руинах городов зафиксирована раскопками Телль-Бейт-Мирсима и Тимны. Свидетельством выхода Израиля к Акабскому заливу и расцвета красноморской торговли при Соломоне, описанной в Библии (3 Цар. 9:26–28), считают мощные укрепления в районе Элата (Телль-Келейфа, дата по керамике Х в. до н.э.). Вероятно, с контролем над путями связано быстрое и широкое появление в Негевской пустыне новых поселков (в том числе около 50 укрепленных), датируемое временем царей Давида и Соломона. Они возникали, прежде всего, у водных источников, где было возможно земледелие. Дома ставили вне крепостей и вдоль рек. Керамика поселений демонстрирует симбиоз пришлого оседло-земледельческого и местного полукочевого населения: сосуды одной группы обычны для периода Единого царства, главным образом, для Иудеи; вторую составляет так называемая негевская керамика, родственная бытовавшей в среде местных кочевников с позднего бронзового века. Для эпохи Разделенных царств (IX–VIII вв. до н.э.) важно открытие укреплений и царских конюшен Мегиддо первой половины IX в. до н.э. (времени Ахава), рассчитанных на содержание более чем 450 лошадей, а также остатков резиденции правителя, характер кладок которой несет явные черты влияния финикийской строительной практики. Крупнейшее из оборонительных сооружений Палестины I тыс. до н.э. изучено в Иерусалиме: очевидно, это стена Езекии, выстроенная при подготовке к очередному ассирскому нашествию Синаххериба. Стена идет на значительном протяжении к югу, далее к западу и вновь к югу вплоть до южного окончания Давидова города на месте слияния долин Енном, Центральной и Кедронской. Между ней и старой стеной Давидова города оказывались важные водные источники, такие, как библейский «нижний пруд» (Ис. 22:9) и вновь созданное «между двумя стенами хранилище для вод старого пруда» (Ис. 22:11). Укрепления города охватили теперь оба главных компонента Иерусалима, восточный и западный холмы, а общая огражденная площадь достигла почти 60 га. Фортификационные работы царя Езекии в конце VIII в. до н.э., связанные с ассирийской угрозой, засвидетельствованы и другими сооружениями. Часть монументальных ворот на северо-западе (8-метровая башня из грубо обтесанных камней), возможно, принадлежала Средним воротам Иерусалима, упоминаемым пророком Иеремией (Иер. 39:3), где расположились «все князья царя Вавилонского», через 100 с лишним лет ворвавшегося в Иерусалим.

 



 
PR-CY.ru