АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ - Страница 10

 

В Святой земле для периода ранее конца XI – первой половины X в. до н.э. (правление царей Давида и Соломона) археологический материал рисует общую картину развития, но не выявляет конкретных событий библейской истории: перипетии существования небольшой древнееврейской группы, материальная культура которой не выделена из родственной семитской среды, известной по Библии, археологически пока неуловимы. Зато с возникновения еврейских царств, когда масштабы и освещенность древнееврейской истории вырастают по сравнению с предшествующими эпохами, археологические корреляты многих важнейших событий Священной истории могут быть установлены. До начала I тыс. до н.э. интерпретация археологических свидетельств в свете Библии затруднена также взаимодействием разных групп населения (ханаанеев, филистимлян, евреев, кочевых племен), осложненных египетскими влияниями. Границы культурных феноменов быстро менялись, города переходили из рук в руки, разрушались и восстанавливались, вопросы о виновниках и датах этих событий далеко не всегда могут быть решены однозначно. Особое внимание требуется к конкретным слоям городов и поселков, к проверке признаков их разрушений, к доказательствам их одновременности или разновременности, к обоснованию дат. Например, картина единого сокрушительного вторжения Иисуса Навина и одновременного разгрома городов Ханаана, согласно проведенным до настоящего времени исследованиям, археологического выражения не имеет. Можно говорить о древнейших, крайне примитивных израильских поселениях времени Судей (XII–XI вв. до н.э.), отличающихся от ханаанейских городов с их сложными фундаментами и дренажными системами. Эти поселения распространены в различных, в основном нагорных областях (начиная с Верхней Галилеи и далее в Нижней Галилее, Центральном нагорье, районе Мертвого моря, Негеве, Заиорданье) чересполосно с центрами обитания иных народов. В ряде случаев израильские поселки, единичные или небольшими скоплениями, появляются в нагорьях и засушливых долинах, ранее почти не заселенных. В Беэр-Шеве временный лагерь с легкими жилищами, ямами-хранилищами и цистернами для воды за столетие (XI в. до н.э.) вырос в небольшое оседлое поселение. Прослежено бурное развитие и концентрация населения у водных источников на пути от Заиорданья и Вади-эль-Араба к приморской равнине. Библейская археология показывает, что процесс заселения Палестины израильскими группами начиная с раннего XII в. до н.э. охватил Центральное нагорье, ряд районов Заиорданья и Северного Негева, тогда как в Галилее он фиксируется в основном в XI в. до н.э. В конце XI в. до н.э. многие поселки были оставлены и не возродились (Силом, Гай, Телль-Масос и др.). Другие (Беф-Цур, Хеврон, Телль-Бейт-Мирсим, Дан, Асор, Телль-эн-Насбех) были восстановлены и расцвели в период Единого царства, что было связано с концентрацией населения в формирующихся израильских городах и, очевидно, филистимскими нашествиями. Однако фортификация в большинстве поселений отсутствует, а их планировка говорит о строительных традициях полукочевников-бедуинов. Прямые археологические свидетельства эпохи Единого царства Давида и Соломона невелики, исключение составляют Иерусалим и другие города, сохранившие остатки их строительной деятельности, но и эти следы не всегда достаточно определенны (что отчасти связано с трудностями археологических работ в Иерусалиме). Иевусейский Иерусалим располагался на высоком холме Офел, его природная защищенность с самого начала дополнялась укреплениями. Появившись еще в среднем бронзовом веке, они в дальнейшем многократно перестраивались, дополнялись, заменялись новыми.

 



 
PR-CY.ru