АНТИХРИСТ

АНТИХРИСТ (противник Христа, являющий себя вместо Христа) – условно-опознавательное имя конкретной личности (особенно нечестивый человек) или неопределенного круга сил, противоборствующих Иисусу Христу и христианской церкви, фигура из библейской апокалиптики. Согласно христианской эсхатологии (учению о конце света), Антихрист явится в мир перед вторым пришествием Иисуса Христа (и под видом Христа), будет противодействовать Ему, стараясь истребить христианство, вступит в открытую борьбу с Богом, но, в конце концов, будет побежден и низвергнут в ад вместе с Сатаной и всеми его слугами. В широком смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Кроме того, Антихристом считается всякий стремящийся занять место Христа, стать вместо Него, не будучи внутренне последователем Христа. Термин происходит из Нового Завета и на греческом языке значит «Против помазанника Божьего» (т.е. «анти Христос»). Префикс «анти» – полисемантичен и указывает на два основных смысла: 1) антагонист Христа, отрицающий Его; 2) лжец и самозванец, надевший личину Христа, чтобы узурпировать священную власть на земле и соблазнить верующих. Слово впервые встречается в первом послании Иоанна (2:18 и 4:3) и сначала, по-видимому, употреблялось в смысле лже-Христос (префикс «анти» можно перевести с греческого также как «вместо»). Апокалиптические христианские представления об Антихристе сформировались на христианской почве (а не на еврейской), на основе новозаветных текстов («Откровение» Иоанна Богослова, гл. 13; первое послание Иоанна 2:18, 2:22, 4:3; второе послание Иоанна ст. 7; второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) гл. 2), хотя его прообразы были и в ветхозаветной церкви. Например, пророк Даниил видит «небольшой рог», т.е. царя, который порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан.7:8,24.; Дан.11:21-35). Этот образ, который и был как бы прообразом Антихриста последних времен, евреи связывали непосредственно с сирийским царем четвертой сирийско-македонской династии Антиохом IV Эпифаном (175–163 гг. до н.э.), стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить «мерзость запустения» (Дан.9:27; Дан.11:31; ср. Мф.24:15). Предсказание об Антихристе усматривается и в пророчестве о Гоге и Магоге (Иез. 38:2; Иез. 39:1), однако противников Бога в Ветхом Завете следует четко отличать от новозаветных, поскольку новозаветное представление об Антихристе могло возникнуть лишь после явления истинного Христа. У евреев позднейших времен также встречается представление об Антихристе, обозначаемом под именем Армиллия (т.е. губителя народов), противнике Мессии, как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, 12 футов росту и 12 же футов толщины. Представление об Антихристе возникло еще в первые времена христианства как понятие о посланном дьяволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить все зло, существующее на земле, для борьбы против христианской церкви, хотя упоминание в Евангелии от Марка (Мк.13:34) о «мерзости запустения» (ср. 2Фес. 2 и Откр. 13) и связано с указанными местами из Книги пророка Даниила. Согласно учению апостола Павла, это будет «человек греха», но будет выдавать себя за Христа, за самого Бога (2Фес.2; 2Фес.3 и след.). Но так как присвоение имени Христа подразумевает соперничество с Ним, то в понятии Антихриста скоро стали мыслиться признаки, которые апостол Павел перечисляет во втором послании к Фессалоникийцам (2:4): «Человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» и пр.

 



 
PR-CY.ru