АНИМИЗМ и АНИМАТИЗМ - Страница 2

Немного позднее Эндрю Лэнг фактически доказал несостоятельность теории анимизма, продемонстрировав в результате полевых исследований наличие монотеистических представлений (правда, заглушённых демонолатрией) у самых социально-экономически слаборазвитых народов – андаманцев и аборигенов Австралии. Однако анимизм, давно отвергнутый научным религиоведением, сохраняет значение как популярная модель развития религиозного сознания. В советском научном атеизме он был почти догматическим учением, и «Первобытная культура» переиздавалась в СССР много раз. Сам Э.Б. Тайлор был протестантом (квакером) и искренне был убеждён, что его теория объясняет путь человека от полного «затмения» в результате грехопадения к истинному богопознанию. Аниматизм, считал он, «важнейшая часть религиозного мировоззрения, соединяющая в единое пространство сознания и поклоняющегося фетишам дикаря и цивилизованного христианина». Теорию аниматизма предложил в 1900 г. ученик Э.Б. Тайлора Роберт Рейналф Маретт. Он назвал свою теорию преанимизмом, утверждая, что до эпохи личностных духов существовала вера в некую нерасчленённую и безличную духовную силу, которая по аналогии с только что описанным тогда феноменом меланезийской религиозности была наименована Р.Р. Мареттом манна. Подобное явление Р.Р. Маретт заметил у многих народов: ирокезов (оренда), индусов (брахман) и др., он сравнивал его с электрической энергией, присутствующей и в лампочке, и в электромоторе, что в то время всеобщего восторга перед электричеством казалось крайне убедительным. Аналогичную теорию, построенную на том же материале, предложил и французский религиовед Арнольд ван Геннеп, назвав её динамизмом (от греч. – сила). Однако более тщательные исследования показали, что так называемые примитивные народы не верят в присутствие безличной сверхъестественной силы. Эта сила всегда персонифицирована в конкретном духе. Идея же неличностного бога хотя и может с рядом оговорок быть реконструирована в древнейших письменных религиозных традициях (египетской, ведийской), но предполагает сверхличностную божественность, открывающую себя миру всегда личностно, а не безличную силу как таковую. Появление огромного этнологического и палеоантропологического религиоведческого материала в ХХ в. привело к отказу большинства религиоведческих школ (чикагская, лейденская) от метода прогрессивного эволюционизма в религии, в том числе и от анимизма и аниматизма.



 
PR-CY.ru