АНИМИЗМ и АНИМАТИЗМ

АНИМИЗМ и АНИМАТИЗМ – религиоведческие концепции XIX–XX вв., разработанные в научно-философской традиции эволюционизма, основоположниками которой были Чарлз Роберт Дарвин и Герберт Спенсер. Теория анимизма была предложена британским антропологом Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе «Первобытная культура» (1871 г.). В отличие от Г. Спенсера, утверждавшего, что древнейшей формой религиозного сознания был атеизм, Э.Б. Тайлор высказал убеждение, что такой формой была вера в духов, полагая, что для его теории подошло бы название «спиритуализм», но оно было уже использовано философией. Вера в духов, по Э.Б. Тайлору, возникает естественным путём, при размышлении над «пограничными» психическими состояниями сна и бодрствования, обморока и т.д. Во сне человек посещает места, где он до этого бывал наяву, хотя тело его покоится. Умерший приходит живым во снах, хотя тело его давно похоронено. По мнению Э.Б. Тайлора, дикарь делает вывод, что человек есть не только тело, но и нечто иное, более важное, более могущественное и личностное, что бодрствует и свободно перемещается, пока человек спит, и что не гибнет после смерти. Это нечто и есть душа (лат. anima). Такими же личностными душами дикарь наделяет всё вокруг: животных, растения, элементы пейзажа, природные стихии. Обращение к человеку есть обращение к его душе, поэтому и обращение к иным сущностям есть обращение к их душам. Такая тотальная спиритуализация мира и представляет собой анимизм. Следуя принципу обобщения, души подобных явлений и сущностей соединяются (души всех рек и ручьёв – в духа пресных вод, души всех зверей – в духа зверей и т.п.), и так из анимизма возникает политеизм. Обобщение же всех духов приводит к утверждению всевластия над миром единственного духа, и это – монотеизм. Анимизм – умозрительная теория. Хотя Э.Б. Тайлор собрал громадный антропологический материал, он не подтверждал его теорию, которая основывалась на нескольких априорных допущениях: древний человек во всём подобен современному дикарю; современный дикарь подобен ребёнку; в человечестве происходит качественное эволюционное развитие от простых форм сознания к более сложным. Ряд известных религиоведов (Фридрих Макс Мюллер, Пьер Даниэль Шантепи де ла Соссей, Эдуард фон Гартман, Рудольф Герман Лотце) выступили с резкой критикой анимизма вскоре после издания книги Э.Б. Тайлора.

 



 
PR-CY.ru