АНОНИМЫ - Страница 2

2. «Мецский тонарий», инципит «Noe noe ane auctoritas vera autenticus protus» (Noe noe ane – истинная власть, автентический первый (тон); см. Мнемонические формулы, Автентический лад; около 869 г.), содержит первый дошедший до настоящего времени ненотированный тонарий. 3. «Dialogus de musica» («Диалог о музыке») Псевдо-Одо Клюнийского и трактат (около 1000 г., инципит «Musicae artis disciplina» – «Обучение искусству музыки») содержат определение тона (лада), а также впервые алфавитную буквенную систему нотации в пределах от «A» до «G», включая дискуссию о двух «B» (круглом и квадратном). 4. «Миланский трактат об органуме», состоящий из двух частей: прозаической – с заголовком «Ad organum faciendum» («Для составления органума»), инципит «Cum obscuritas diaphonie» – «Когда неясность диафонии (двухголосия»), и стихотворной – инципит «Cum autem diapente et diatessaron organizamus» («Когда же поём квинту и кварту»), около 1100 г., содержит учение о непараллельном органуме. 5. «Аноним I Герберта», инципит «Duo semisphaeria, quas magadas vocant» («Есть две полусферы, которые называют магадами»), предположительно X в., и «Аноним II Герберта», инципит «Quinque sunt consonantiae musicae» («Пять есть консонансов (созвучий) в музыке»), предположительно XI в. Были изданы по рукописи XII в. из монастыря Санкт-Блазиен в Шварцвальде (в настоящее время не сохранилась, копия XVIII в.). Относятся к группе анонимов, посвящённых монодии. Трактаты рассматривают деление монохорда, консонансы (кварта, квинта и октава), финалис (заключительный тон) и амбитус лада. «Аноним II Герберта» содержит также сведения о древнегреческой Большой совершенной системе и её звуковысотной номенклатуре. 6. «Ватиканский аноним», инципит «Quid est cantus? Peritia musicae artis inflexio vocis» («Что есть пение? Изменение голоса (посредством) мастерства в искусстве музыки»). В трактате рассматриваются названия и принципы пения григорианских невм, перечисляются 12 церковных тонов, в том числе четыре средних тона (toni moesi, и случаи тональной неопределённости в антифонах. 7. «Аноним I Ла Фажа» («Сен-Марсьяльский аноним»), вторая половина XII в., инципит «Quoniam de canendi scientia» («Так как о пении знание»), содержит описание техники мелизматического органума и техники «нота-против-ноты», первое упоминание о дисканте. 8. «Аноним IV Кусмакера» с неподлинным заглавием «De mensuris et discantu» («О мензурах (длительностях) и дисканте»), около 1272–1280 гг., инципит «Cognita modulatione melorum» («По изучении пения (соразмерности, ритма) мелодий»), содержит учение о мензуральной нотации, о технике композиции (рассматриваются органум, копула, дискант и другие формы). 9. «Аноним XIII Кусмакера» с неподлинным заглавием «Traitié de deschant» (франц. – «Трактат о дисканте»), около 1400 г., инципит «Qui veult savoir l'art de deschant» («Кто хочет знать искусство дисканта»); впервые в этом трактате упоминается термин «аккорд» («acor»). Византийские и древнерусские сочинения, аналогичные западным анонимам, частично рассматриваются в ст. Азбука певческая.



 
PR-CY.ru