АНОНИМЫ

АНОНИМЫ – название музыкально-теоретических средневековых западноевропейских трактатов, персональная атрибуция которых невозможна или затруднена (см. ст. Анонимность). Анонимы составляют примерно треть из всех опубликованных трактатов. Некоторые анонимы возникли как собрания глосс (схолий) к более ранним сочинениям или как результат внесения в последние маргиналий. Как и в авторских сочинениях этой эпохи, предметом теоретического осмысления в анонимах является церковное пение, как монодийное (cantus planus – см. Григорианское пение), так и многоголосное (органум, дискант, гимель и др.). Начиная с эпохи Возрождения количество безымянных сочинений о музыке резко уменьшается. Издатели XVIII–XIX вв., прежде всего, Мартин Герберт и Эдмон де Кусмакер, стремясь к идентификации подобных трактатов, сделали много поспешных заключений об их авторстве, что породило в науке традицию ложной атрибуции и необоснованные выводы о времени появления тех или иных теорий, содержащихся в трактатах. Во второй половине XX в. многие трактаты, опубликованные ранее как авторские, были классифицированы как анонимы. Более редкими были случаи, когда источники, первоначально считавшиеся анонимами, обретали своего автора. Так, имя автора трактата «Speculum musicae» («Зерцало музыки», около 1320 г.) было определено по начальным буквам семи книг этого сочинения: «Incipit Speculum musicae…», «Actus activorum in patiente…», «Cum, in superiore libro…», «Ordo poscit naturalis…», «Boethius, musicae doctor eximius…», «Unumquodque opus tanto laudabilius est…», «Simplicius, in suo super Aristotelis…», – составляющим имя Iacobus, т.е. Жак Льежский. Для идентификации анонима современная наука использует указание на первого (или лучшего) издателя трактата («Аноним II Герберта», «Aноним IV Кусмакера», «Аноним Михельса», «Аноним Вольфа» и т.п.); ссылки на местонахождение рукописи или принадлежность неизвестного автора к Ордену или монастырю («Картузианский Аноним», «Цистерцианский Аноним», «Аноним из Санкт-Эммерама», «Кёльнский трактат об органуме» и т.п.); префикс «псевдо-», который добавляется к имени человека, чьё авторство было отвергнуто или оспорено на основании позднейших исследований («Учебник музыки» Псевдо-Хукбальда, «Диалог о музыке» Псевдо-Одо Клюнийского, «Сумма музыки» Псевдо-Муриса и т.п.). Самым верным способом идентификации исследователи считают ссылку на начальную фразу источника, на так называемый инципит. Наиболее известными исследователи называют следующие анонимы. 1. «Musica enchiriadis» («Учебник музыки») и «Scolica enchiriadis» («Схолии к учебнику музыки») Псевдо-Хукбальда, которые относятся к концу IX в. Трактаты содержат первое свидетельство о многоголосной музыке, а также теорию дасийной нотации. Особую ценность для исследователей представляет учение о дасийном звукоряде и присущих ему модальных функциях. К группе трактатов enchiriadis исследователи часто относят «Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis» («Краткое напоминание о пении тонов и псалмов»), условно датируемое началом X в., которое считают единственным памятником, содержащим раннесредневековое учение о псалмовых тонах.

 



 
PR-CY.ru