АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК - Страница 2

Последнее описание восходит к одному из ранних сохранившихся изображений из цикла гравюр на дереве 1655–1660 гг. работы мастера Илии, выполненному для печатного издания «Патерика» 1661 г.: Афанасий Затворник в рясе и схиме, с небольшой тонзурой на голове и бородой, разделённой на пряди, босой, восседает на фоне пещеры, окружённой горками, деревьями и травами, справа – горящая свеча на подсвечнике; вверху – надпись: «Преподобный Афанасий Затворник иже умре и паки воскресе» и вирши. В пещере, озарённой светом лампады, Афанасий Затворник изображен и гравёром Леонтием Тарасевичем в издании «Патерика» 1702 г.: в коленопреклонённом молении над раскрытой книгой, с сомкнутыми в «замке» руками с чётками, непокрытой, с большими залысинами головой, кудрявыми волосами до плеч; по сторонам на позёме – череп и закрытая книга. Эта иконография повторяется и на образе XIX в. у раки святого в Ближних пещерах (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник). В композиции «Собор Киево-Печерских святых» Афанасий Затворник представлен в левой группе иноков, мощи которых почивают в Ближних пещерах. Оглавный образ преподобного, как средовека, помещён в шестом ряду вторым слева: на гравюре первой половины XIX в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Российская государственная библиотека); хромолитографии издания Ивана Дмитриевича Сытина в Москве (Российская государственная библиотека) – с длинными, волнистыми волосами. Старцем Афанасий Затворник изображён на иконе первой половины XIX в. (музей Андрея Рублёва), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры, – имеет бороду с проседью; на гравюре конца XVIII – первой половины XIX вв. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) – волосы на прямой пробор, с проседью, борода короткая, округлая, левая рука возлежит на правом плече; на литографии издания лавры 1893 г. (Российская государственная библиотека). В пятом ряду вторым слева образ Афанасия Затворника находится на литографиях издания А. Абрамова 1852 г. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) и 1883 г. (Государственный русский музей). В лицевом иконописном подлиннике XIX в. (Российская национальная библиотека. Собрание Вяземского) Афанасий Затворник представлен в рост, в монашеском одеянии с куколем на плечах, имеет высокий лоб с залысинами и морщинами, округлую бороду средней длины; текст: «…Сед, ризы тёмны».



 
PR-CY.ru