АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК

АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (вторая половина XII в.) – преподобный Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (память 2 декабря, 28 сентября – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Краткое Житие Афанасия Затворника содержится в древнейшей части «Киево-Печерского патерика» (Слово 19), составленной в первой четверти XIII в. Владимирским епископом Симоном, который слышал о преподобном от печерского монаха Вавилы, исцелённого при мощах Афанасия Затворника. Патерик рассказывает о том, что после кончины тело Афанасия Затворника оставалось непогребённым в течение двух дней: «Бе бо убог... и сего ради небрегом бысть», что свидетельствует об известном упадке общежительных порядков в Киево-Печерском монастыре в XII в. На третий день игумен и братия, которые пришли погребать святого, увидели его воскресшим и плачущим. На недоумённые вопросы Афанасий Затворник ответил кратким поучением, что спастись иноку можно лишь при условии послушания во всём игумену, постоянной покаянной молитвы и погребения в монастырских пещерах «со святыми отци». После этих слов Афанасий Затворник удалился в пещеру, где пребывал в затворе до своей кончины 12 лет в молчании, слёзной молитве и строгом посте («ядяше мало хлеба и воды поскуду, и того чрес день»). Местная канонизация Афанасия Затворника совершилась в 1643 г., когда по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх Константинопольского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». В месяцеслове «Полуустава», изданного в Киево-Печерском монастыре в 1643 г., впервые указан отдельный день памяти Афанасия Затворника – 2 декабря. При архимандрите Варлааме (Ясинском; 1684–1690 гг.) установлено празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер – в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. Отдельная служба Афанасию Затворнику со славословием составлена в последней трети XVII в. (Киев, 1763 г.). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы киево-печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. было установлено общее празднование памяти всех преподобных Киево-Печерских. В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Затворника сказано: «Сед, плешив, брада проста, мало доле Николиной, остра, на плечах схима, риза преподобническая, испод празелень, обе руки сложил вместе и держит у сердца, оглянулся назад, правою ногою стоит впрямь» (Библиотека Академии Наук); в другом руководстве, 1820 гг., под 2 декабря: «Cед, брада шире Сергиевы, на конце пять космачков разшиблись, на плече клобук, в одной ряске и схима, в левой руке книга, в ней писано: “Господи, не лиши мене небесных Твоих благ, Господи, избави”, а другая простёрта» (Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru