АДАМИС Михаил - Страница 2

Он написал ряд богослужебных музыкальных сочинений и циклов для смешанного хора: «Акафист» (1950 г.), «Великое повечерие» (1950 г.), «Страстная Седмица» (1950–1967 гг.), «Литургии» (1954, 1956, 1959 гг.), «Эортологион» (1955–1969 гг.; цикл из 60 тропарей, кондаков и величаний), «Библейские песни» (1962 г.), «Четыре самогласна на Рождество» (1967 г.), «Взбранной Воеводе» (1999 г.), «С нами Бог» (1999 г.) и др. В сочинениях Михаила Адамиса (всего больше 200) исследователи выделяют два параллельных творческих направления. Первое – поиск в пределах узнаваемых музыкальных символов – воплощено в произведениях с прямыми музыкальными цитациями («Византийские Страсти» (1967 г.) для хора, «В Вифлееме» (1988 г.) для оркестра и хора, «Свершилось» (1971 г.) для солиста и хора с электронно-музыкальным сопровождением и др.). В другом направлении проявляется тенденция выйти за пределы традиционных музыкальных символов и привести материал к более абстрактной форме в идеале абсолютной музыки («Апокалипсис – шестая печать» (1967 г.) для хоровых групп, чтеца с электронно-музыкальным сопровождением, «Ирмос» (1975 г.) для пяти солистов, «Видения из Апокалипсиса» (1993 г.) для баритона и камерного оркестра и др.). По этому же пути (от символизма к абстракции) Михаил Адамис следует в сочинениях «Бытие» (1968 г.) для трёх хоров, «Плач Богородицы» (1970–1973 гг.) для хора и в других произведениях, основанных на греческой народной музыкальной традиции. Михаил Адамис опубликовал много статей и несколько исследований по византийской музыке, среди которых самые известные – расшифровка и воссоздание литургического действа Трёх отроков (см. Вавилонские отроки, Пещное действо), единственного сохранившегося в нотированных рукописях примера византийского богослужебного последования со сценическими элементами, а также открытие и расшифровка двухчастного «Хвалите» мелода Мануила Гадза (до 1453 г.), самого раннего из примеров редкого многоголосоного письма византийского периода.



 
PR-CY.ru