АВИНЬОН - Страница 2

Современный облик Авиньона определяет позднеготическая застройка XIV в., сохранившая планировку романского города-крепости, среди построек – каменная крепостная стена, Авиньонский мост, кафедральный собор Нотр-Дам-де-Дом (XII в.). Папский дворец (крупнейшая сохранившаяся средневековая резиденция Западной Европы) был заложен в 1335 г. папой Бенедиктом XII. Дворец состоит из двух частей (общей площадью 15 тыс. кв. м). В основу планировки Старого дворца была положена схема монастырского комплекса с внутренним двором – атрием. Дворец соответствовал характерному для резиденций того времени типу замка-крепости и отвечал строгим вкусам цистерцианцев. Новый дворец был возведён при папе Клименте VI. В оформлении фасадов сооружение сохранило оборонительный характер, однако интерьеры его отличались роскошью убранства. Во дворце проходили избрание и коронация папы, совершалась папская литургия. В духе появившегося тогда тезиса «где папа, там и Рим» дворец был призван символизировать Рим: капелла, размещённая Бенедиктом XII в северном крыле комплекса, имела патроциний св. Иоанна, заменяя Латеранскую базилику. Новый дворец соответствовал собору св. Петра, главный вход носил имена апостолов Петра и Павла, а восточное крыло, пристроенное Урбаном V уже в эпоху схизмы, называлось «Roma». Во дворце размещались и высшие органы папской власти. Дворец воплощал новый стиль жизни и управления церковью, воспринятый затем папами эпохи Возрождения. Зданию был причинён существенный ущерб в результате двух осад в период схизмы (1398–1399, 1410–1411 гг.), пожара (1413 г.) и разрушений эпохи Французской революции. В XIX в. во дворце размещалась сначала тюрьма, затем казарма; в 1906 г. он перешёл в собственность города, с тех пор там ведутся реставрационные работы. Для авиньонской живописи XIV в. характерно доминирование итальянской школы, расцвет которой связан с пребыванием в Авиньоне в середине XIV в. итальянского живописца Симоне Мартини (фрески собора Нотр-Дам-де-Дом). С 1340 гг. официальным живописцем папы становится другой представитель итальянской школы – Матео Джованетти, возглавивший работы по отделке дворца. Живопись Авиньона середины XIV в. заложила основы расцвета интернационального стиля во Франции рубежа XIV–XV вв. После возвращения папского двора в Рим и в период схизмы художественная жизнь Авиньона замирает. Однако в середине XV в., благодаря политической и экономической стабильности, Прованс становится одним из центров художественной жизни. Применительно к этому периоду исследователи говорят об авиньонской школе живописи. Её представители (Мастер Бартельми д'Эйк, Ангерран) открыли новую эпоху французского Возрождения.



 
PR-CY.ru