Словарь по христианству А АСКОЛЬД и ДИР

АСКОЛЬД и ДИР

АСКОЛЬД и ДИР (вторая половина IX в. – рубеж IX–X вв.?) – возможно, первые русские христианские князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в так называемом Начальном своде 1090 гг. (отразился в Комиссионном списке Новгородской первой летописи), а в пространном, несколько более позднем – в «Повести временных лет…» (1110 гг.), Аскольд и Дир правили в Киеве до захвата его князем Олегом. Древнейшая версия представляет Аскольда и Дира пришельцами-варягами, вокняжившимися в Киеве некоторое время спустя после легендарных основателей города – братьев Кия, Щека и Хорива и воевавшими с соседними восточнославянскими племенами древлян и уличей. Явившийся из Новгорода варяжский князь Игорь обманом вызвал Аскольда и Дира на переговоры, убил их под предлогом, что они княжат незаконно, не принадлежа к княжескому роду, и занял киевский стол. Могилы Аскольда и Дира были известны во времена летописца (Аскольда – на дворе некоего Олмы, Дира – близ монастыря св. Ирины). Автор «Повести временных лет…», знавший благодаря договору Руси с Византией от 911 г., что до Игоря в Киеве княжил Олег, справедливо предполагает, что именно по приказу Олега были убиты Аскольд и Дир, которых представляет дружинниками князя Рюрика, а также снабжает рассказ искусственными датами (862 г. – призвание новгородскими словенами Рюрика и уход от него на юг Аскольда и Дира, 882 г. – захват Киева Олегом и убийство Аскольда и Дира), которые исследователи не могут признать сколько-нибудь надёжными. Варяжское происхождение Аскольда и Дира подтверждается скандинавским именем Аскольда и, как полагают исследователи, также Дира. В парности имён Аскольда и Дира исследователи иногда усматривают влияние хазарской модели двоевластия, но вполне допускают, что в устном предании соединились имена правивших в разное время князей. В подтверждение последнего мнения исследователи часто ссылаются на упоминание о якобы славянском князе ад-Дире у арабского писателя 940 гг. аль-Масуди, информация которого о славянах, безусловно, много старше, чем первая половина X в., однако исследователи учитывают, что и чтение ад-Дир, и его интерпретация как имени Киевского князя спорные. Не выглядит невероятным, по мнению исследователей, предположение составителя «Повести временных лет…», что известный по греческим источникам поход русского флота на Константинополь в июне 860 г. (в «Повести временных лет…» он ошибочно датирован 866 г.) исходил из Киева времён Аскольда и Дира.

 



 
PR-CY.ru