АСКОЛЬД и ДИР - Страница 2

По свидетельству Окружного послания Константинопольского патриарха Фотия 866/867 г. и Жизнеописания императора Василия I, написанного в середине X в. императором Константином VII Багрянородным, заключённый вскоре после похода русско-византийский мирный договор предполагал Крещение Руси и создание здесь епископии (по Константину VII, архиепиcкопии). Русь приняла греческого епископа и была крещена (в историографии за этим событием закрепилось название «первого крещения»; по сообщению Жизнеописания Василия I, Крещению предшествовало чудо с Евангелием, не сгоревшим в огне, что убедило «варваров» в истинности христианской веры). По мнению исследователей, память об Аскольде и Дире как о первых русских христианских правителях сохранялась в устной традиции, и по этой причине Олма поставил над могилой Аскольда «церковь святого Николу» (Новгородская первая летопись). Начатки христианства, появившиеся в Киеве при Аскольде и Дире, были, очевидно, уничтожены языческой реакцией в правление Олега. Никоновская летопись (первая половина XVI в.) содержит ряд дополнительных сведений об Аскольде и Дире (об их войнах с полочанами и печенегами, о приходе к ним бежавших от Рюрика «новгородских мужей» и т.п.), достоверность которых сомнительна. Кроме того, вследствие неудачного соединения составителем Никоновской летописи известий из разных источников у исследователей возникает впечатление о нескольких походах Аскольда и Дира на Царьград. Предполагать на этом основании существование какой-то древнейшей киевской летописи эпохи Аскольда и Дира (Борис Александрович Рыбаков) исследователи не могут. Столь же малоубедительны представляются им и попытки подтвердить достоверность сведений польского историка XV в. Яна Длугоша, что Аскольд и Дир были славянскими князьями из рода Кия.  Аскольд был погребён на дворе Олмы «на горе, еже ся ныне Угорьска наричеть» (Новгородская первая летопись), впоследствии это урочище стало называться Аскольдовой могилой. До начала XX в. на Аскольдовой могиле существовало кладбище, ныне это часть паркового комплекса на правом, высоком берегу Днепра. В 1810 г. на месте издавна стоявшей здесь деревянной церкви во имя святителя Николая, которая относилась к расположенному поблизости Николо-Пустынному монастырю, был сооружён небольшой каменный храм с ротондой во имя святителя Николая по проекту архитектора Андрея Ивановича Меленского. В склепе под церковью в 1908 г. был погребён богослов Каневский епископ Сильвестр (Малеванский). Церковь в советское время была перестроена в парковый павильон. Богослужения в ней возобновились в 1990 гг., в настоящее время храм принадлежит греко-католикам. По летописным мотивам и народным преданиям Михаил Николаевич Загоскин в 1833 г. написал роман «Аскольдова могила», сюжет которого лёг в основу одноимённой оперы Алексея Николаевича Верстовского (1835 г.).



 
PR-CY.ru