НОТ Мартин

НОТ Мартин (1902–1968 гг.) – немецкий библеист, протестантский теолог и историк Древнего Израиля. Родился в семье учителя гимназии. C 1921 по 1925 гг. изучал теологию и восточные языки в университетах Ростока, Эрлангена и Лейпцига (в частности, в Лейпциге Ветхий Завет – сначала у Рудольфа Киттеля, а затем у Альбрехта Альта). В 1927 г. защитил в университете Грейфсвальда диссертацию, посвящённую древнеизраильской ономастике. Преподавал Ветхий Завет, занимая должности приват-доцента в университетах Грейфсвальда (1927–1928 гг.) и Лейпцига (1928–1930 гг.), профессора в университетах Кёнигсберга (ныне Калининград; 1930–1945 гг.; в 1939/1940 и 1943–1945 гг. служил в армии) и Бонна (1946–1967 гг.). Дважды (1947–1948; 1957–1958 гг.) избирался на пост ректора университета Бонна. В 1964 г. переселился в Иерусалим, стал директором Немецкого евангелического института древностей Святой земли (Deutsches Evangelische Institut für Altertumswissenschaft des Heiligen Landes; 1964–1968 гг.). Мартин Нот является одним из наиболее известных исследователей Ветхого Завета в XX в. Его перу принадлежит около 20 монографий, посвящённых различным вопросам Ветхого Завета и истории Древнего Израиля. Наиболее значителен вклад Мартина Нота в исследование ранней истории Израиля, «Пятикнижия», исторических книг Ветхого Завета, древне-израильской ономастики. В работе о догосударственной истории Израиля («Das System der zwölf Stämme Israels», 1930 г.) Мартин Нот выдвинул гипотезу, согласно которой Древний Израиль представлял собой священный союз 12 племён, его целью была забота о центральном святилище, где находился ковчег. Местоположение этого святилища менялось, поскольку ковчег переносили с места на место. Союз израильских племён Мартин Нот уподобил аналогичным греческим (так называемая амфиктиония) и италийским племенным союзам. Мартин Нот развивал в своих трудах («Geschichte Israels» и др.) теорию мирного и постепенного заселения Палестины израильскими племенами (так называемая теория инфильтрации), выдвинутую раньше его учителем Альбрехтом Альтом. Широкое признание получила гипотеза Мартина Нота о девтерономической истории, разработанная им в книге «Überlieferungsgeschichtliche Studien» (1943 г.). По его мнению, «Второзаконие», книги Иисуса Навина, Судей, Первая – Четвёртая Царств представляют собой историографическое сочинение, составленное одним автором, который жил в VI в. до н.э. (так называемая девтерономическая история, см. в ст. Исторические книги). В нём описывалась история Израиля, начиная с завоевания земли обетованной и заканчивая событиями Вавилонского плена. Прологом к нему служил текст книги «Второзаконие» с изложением законов, несоблюдение которых привело к упадку Северного (Израиль) и Южного (Иудея) царств. Целью сочинения было объяснить причины утраты Иудеей государственности и обстоятельств Вавилонского плена в VI в. до н.э. Монография Мартина Нота, где рассматриваются вопросы ономастики («Die israelitischen Personennamen im Rahmen der gemeinsemitischen Namengebung», 1928 г.), основана на его диссертационной работе и посвящена проблеме происхождения и значения древнеизраильских имён собственных в контексте семитской ономастики. Перу Мартина Нота принадлежит также ряд комментариев на некоторые книги Ветхого Завета: «Иисуса Навина» (1938 г.), «Исход» (1959 г.), «Левит» (1962 г.), «Числа» (1966 г.), «Третья Царств» 1–16 (1968 г.). Мартин Нот похоронен в Вифлееме.

 
PR-CY.ru