ЛАХИШ - Страница 4

Следы осады и штурма (осадные и защитные насыпи, ядра для пращей, пластины от панцирей, наконечники стрел и т.п.) археологически изучены и соответствуют изображениям на огромных (общая длина 26,85 м, сохранность около 18,85 м) рельефах со сценами штурма Лахиша и расправы над его населением, установленных в честь этой победы в зале дворца в Ниневии (открыты в 1847–1851 гг.; в настоящее время в Британском музее). На рельефах представлены ассирийские всадники, колесничие и пехота; в центре находится осаждённый город; ассирийцы, несущие добычу и конвоирующие пленённых иудеев; Синаххериб, взирающий на Лахиш, сидя на троне, на фоне своего шатра, колесниц и лагеря. Штурм показан со множеством деталей: в центре, напротив ворот, – осадные машины, справа – главный осадный вал, на котором ещё шесть машин. Огромная конструкция, возможно, дворец-цитадель, видна поверх ворот; на стенах города – воины-иудеи. Окончательно Лахиш уничтожен при вторжении вавилонского царя Навуходоносора в 90–80 гг. VI в. до н.э. (ворота перестроили в 598 и 586 гг. до н.э.). Интересный для исследователей эпизод из истории вторжения отражают «Лахишские письма», найденные под слоем разрушения (уровень II) в одной из комнат ворот (1935 г., работы Дж. Л. Старки). Это 18 остраконов с надписями чернилами (все – по-древнееврейски), отражающие обмен военной информацией между Хошаяху, командиром гарнизона в одном из городов между Иерусалимом и Лахишем, и Яушем, руководившим из Лахиша войсками юго-западного округа Иудеи. Хошаяху оправдывается, что разгласил содержание секретных писем из Иерусалима, обращаясь к Яушу с выражением покорности («раб твой [только] пес...» (ср.: 4 Цар. 8:13)). В документах сообщается о пророке, речи которого вредят войскам, и о том, что «военачальник Коньяху [Каббирьяху? Яхбирьяху?], сын Элнатана, отправился в Египет...». По мнению исследователей, это пророк Урия, сын Шемаии из Кириаф-Иарима (ср.: Иер. 26:20–23), бежавший в Египет, где он был настигнут, доставлен к царю Иоакиму и убит. Иногда в нём видят пророка Иеремию (ср.: Иер. 34:6–7). Драматически звучит послание Хошаяху к Яушу с сообщением, что в его городе ждут сигнальных огней из Лахиша, т.к. Азеку уже не видно. «Лахишские письма» написаны развитым палеоеврейским курсивом, язык по стилю близок к языку книг Царств и пророка Иеремии, но в нём исследователи встречают слова, отсутствующие в других источниках. Кроме «Лахишских писем» богатый эпиграфический материал уровня II представляют: другие остраконы; граффити на сосудах (определяют тип вина и год правления: «в четвёртом», «в девятом»); подвесные печати; гирьки и др. Последние слои Лахиша содержат материалы VI–I вв. до н.э.: вернувшись из вавилонского плена, иудеи (Неем. 11:30) застроили платформу разрушенного дворца-цитадели жилыми домами, но в персидскую и эллинистическую эпохи Лахиш постепенно пришёл в упадок.



 
PR-CY.ru