«ЛИТЕРАТУРА ПРЕМУДРОСТИ» - Страница 2

Как говорит Екклесиаст (7:8), «конец дела лучше начала его». Почему? Не всё, что хорошо начинается, так же и заканчивается. То, что уже произошло, обсуждать бессмысленно: можно спорить о том, что могло произойти, но то, что уже произошло, стало фактом. Но чем же является жизнь, как не рядом процессов, которые, двигаясь к своему завершению, часто превращаются в нечто, весьма далёкое от первоначальной цели? Таким образом, «конец дела лучше начала его», поскольку по-настоящему можно оценить только «конец дела». Главным свойством премудрости является терпение. Процитированная выше притча из Екклесиаста полностью звучит так: «Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного». Ведь только терпение помогает удержаться от преждевременных суждений и не зависеть от сиюминутного настроения. Вообще слово «терпение» очень хорошо характеризует дух еврейской премудрости, т.к. оно предполагает способность не только ждать, но и переносить страдание. Таким образом, мудрец – это человек, который обладает терпением и знает, что, даже если мир кажется бессмысленным, и сам он и другие люди часто несправедливо страдают, рано или поздно порядок будет восстановлен, всё встанет на место, а то, что казалось непонятным, станет ясным. Например, Иосиф (обладавший многими качествами мудреца) по не зависящим от него обстоятельствам был продан в рабство в Египет, а затем незаслуженно обвинён и брошен в тюрьму. «Глупец» (постоянно противопоставляемый мудрецу в книгах Притчей и «Екклесиаста») был бы подавлен этими обстоятельствами или стал совершать какие-нибудь неразумные поступки. Но Иосиф, будучи мудрецом, терпеливо переносил каждую превратность судьбы и, в конце концов, стал правителем в Египте. Когда он, наконец, открывается своим братьям, он просит их не винить себя за то, что они плохо с ним обошлись, потому что их действия были частью Божьего плана (Быт. 45:5–8). Позже он говорит: «Вот вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20).



 
PR-CY.ru