ЛАВАН - Страница 2

Исследователи полагают, что основной причиной преследования стало желание вернуть домашних божков как знаки семейной власти и права наследования. Во сне Лавану явился Бог и повелел не причинять зла Иакову. Следуя этому откровению, Лаван примирился с Иаковом и заключил с ним союз (Быт. 31:36–42), который был скреплён клятвой и жертвенной трапезой: Лаван поклялся Богом Нахора, а Иаков – Богом Авраама (Быт. 31:53). Лаван выступает здесь как прародитель арамеев, а Иаков – израильтян. Жертвенник на месте клятвы (холм из камней) был назван Лаваном по-арамейски, а Иаковом – по-еврейски (оба термина означают «груда [камней] во свидетельство»). Простившись с внуками и дочерьми и благословив их, Лаван возвратился в Харран. История взаимоотношений Лавана с Иаковом наглядно продемонстрировала двуличие и корыстолюбие Лавана как руководствующегося мирскими расчётами человека, в котором за видимым простодушием скрываются лукавство и алчность. Лаван знал через откровение свыше об истинном Боге (Быт. 24:50–51; 30:27; 31:49–50, 53) и в то же время не мог отречься от своих родственных языческих пристрастий, поклоняясь идолам (Быт. 31:19), его мировоззрение сохраняло в себе отголосок патpиapxaльного благочестия, смешанного с элементами язычества. Более подробно, нежели в библейском тексте, история Лавана представлена в пересказе Иосифа Флавия и в апокрифической «Книге Юбилеев» (главы 27–29). В раввинистической традиции подчёркиваются идолопоклонство и алчность Лавана, которые приобретают порой карикатурные формы: при встрече с Иаковом он обыскивает его, пытаясь найти в одежде золото, а после лицемерного примирения с Иаковом Лаван посылает гонцов к Исааку, подстрекая к братоубийственной ссоре. Согласно комментарию Раши (XI в.), словосочетание «бог Нахора» (Быт. 31:53) указывает на имя идола. Христианские экзегеты, называя Лавана язычником, человеком с нечистой совестью, хитрецом, обманщиком и даже «прообразом дьявола», видели и положительные черты его личности, находя оправдание отдельным поступкам. Так, Иоанн Златоуст, отмечая его «усердие в гостеприимстве», полагал, что в истории с его дочерьми можно заметить любовь Лавана к Иакову: таким необычным способом он пытался «подольше удержать при себе праведника». Подмена Рахили была связана не столько с желанием Лавана выдать замуж некрасивую старшую дочь, сколько с видением «Божьего благословения на имуществе своём во время Иаковлева пастырства». Кроме того, святые отцы констатируют перемену в сердце Лавана по отношению к Иакову, особенно после вразумления от Бога, а также то, что кротость Иакова способствовала пробуждению у Лавана доброго расположения сердца (Быт. 30:27–28) и его постепенному приходу к богопознанию.



 
PR-CY.ru