КАРАИМОВ РЕЛИГИЯ

КАРАИМОВ РЕЛИГИЯ – синкретическая (т.е. смешанная) система верований, существовавшая у одного из ныне малочисленных тюркских народов – караев. Это религия, а также религиозно-культурная традиция караимов – последователей учения Анана бен Давида, предпринявшего в VIII в. радикальную реформу иудаизма, христианства и ислама. Трактовка данной религии как иудейской секты умаляет значение доисламского, тюркского и исламского элементов в этой религиозной системе. С реформой Анана, который отрицал религиозное значение Талмуда, связан только ее второй «пласт». Зародившись первоначально в среде правоверных иудеев, это учение затем распространилось среди хазар и других тюрок Хазарского каганата, в том числе и среди караев, проживавших на территории этого государства в VIII–XI вв. Учение признало в качестве единственной священной книги Ветхий Завет, придав особое значение его «Десяти заповедям» (см. Декалог). Оно призывало почитать в качестве пророков библейских не только Моисея, но также Иисуса Христа и Мухаммада. Таким образом, караимы как бы объединяют ветхозаветный иудаизм с двумя другими мировыми религиями, исторически и идейно с ним связанными. В этом качестве религия караимов ориентировалась на круги, неудовлетворенные догматической строгостью, обрядоверием и формальностью требований, предъявляемых духовенством к правоверным иудеям, христианам и мусульманам. Почитание Ветхого Завета и особенно его «Десяти заповедей» сочетается в учении Анана с правом аллегорического и индивидуального истолкования Торы. Утверждение веры в загробную жизнь, проповедь аскетического идеала бедности, любви к ближнему, а также отказ придавать обрядам и таинствам основополагающее значение для поведения верующего связаны в нем с идеями первоначального христианства. Особое место заняла, по сути, 11-я заповедь – благотворительности и милосердия (см. Заповеди религиозные), сыгравшая большую роль во взаимной поддержке членов религиозной общины. Идею бессмертия души Анан связывал с зависимостью судьбы человека от его поведения в земной жизни, утверждал личную ответственность за все, что происходит и произойдет с человеком. Отсюда следовало требование непрерывного морального самосовершенствования на основе самостоятельного изучения Торы (Ветхого Завета). Анан отрицал статус духовенства как посредника между Богом и людьми, подчеркивая, что «суббота для человека, а не человек для субботы». Богослужение в караимской общине поручалось тому, кто хорошо знал Тору, молитвенный ритуал и имел нравственный авторитет среди единоверцев. Богослужение совершалось два раза в сутки: утром и вечером. Молитвы, состоящие преимущественно из псалмов Давида, пелись речитативом на разные напевы, причем первую половину стиха произносил газзан (священнослужитель у последователей Анана), а вторую (хором) заканчивали молящиеся. В особо торжественные дни исполнялись гимны. Культовое здание у караимов называется кенаса. Большинство нынешних последователей приняло или христианство, или иудаизм, однако провозглашают себя сторонниками «личной» религии, либо проявляют религиозную индифферентность. Религия караимов оказала влияние на разные течения и секты в христианстве, в том числе на молокан, духоборцев и т.д. См. также КАРАИМЫ

 
PR-CY.ru