ЙОХАНАН АЛЕМАННО

ЙОХАНАН АЛЕМАННО, также Иоханан Аллемано и Алемано (около 1435 – после 1504 гг.) — итальянский философ и каббалист; учитель Пико делла Мирандолы, автор сочинения «Наслаждение Соломона» (около 1485 г.). Его отец, Исаак из Парижа, принадлежал к учёной семье Мататия из Парижа и прозывался «Ашкенази» (германец), по-итальянски – «Алеманно». Жил первоначально в Константинополе. Научная и литературная деятельность Алеманно носит на себе ашкеназийский отпечаток. Отличаясь выдающимся умом и большими познаниями в древнегреческой и арабской философии, он, тем не менее, был приверженцем учения каббалы, привнесённого им в новый духовный центр еврейства, складывавшийся в Турции со второй половины XV в. Из Константинополя он переселился в Италию и некоторое время жил в доме Иехиеля из Пизы в качестве учителя его сыновей. В это время Алеманно сблизился с известным итальянским гуманистом Пико делла Мирандола, которого, как полагают, он обучал еврейскому языку и каббале. На 50-м году жизни (около 1485 г.) Алеманно написал своё главное литературное произведение – «Наслаждение Соломона», которое содержит в форме комментария к «Песни Песней Соломона» массу философско-мистических рассуждений, обнаруживающих в авторе знакомство с соответствующей средневековой литературой. Из сочинения издано только обширное предисловие, под заглавием «Sefer sha`ar ha-heshek» (Ливорно, 1790 г.). В нём автор классифицирует все науки и старается доказать, что все они были вполне известны царю Соломону, которого Алеманно ставит выше Платона и Аристотеля. Манускрипт всей книги находился в руках известного исследователя Исаака Самуила Реджио в Италии. Другое сочинение Аллеманно содержит мистическое или теософическое объяснение библейского рассказа о сотворении мира и имеет сходство с «Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения» (1489 г.) – сочинением Пико делла Мирандолы о космогонии. Тут Алеманно, подобно Пико делла Мирандолы, вначале говорит о явном смысле рассказов (nigla), затем о сокровенном их смысле (nistor), наконец, об их согласовании между собой. Эта книга не издавалась. Также оставались неопубликованными его сочинения: «Вечная жизнь» о загробной жизни, «Ze Kol ha-Adam» (о человеке как о самом главном создании), «LiḲḲutim» (летучие заметки, мысли, афоризмы и т.п.).

 
PR-CY.ru