ХАНААН

ХАНААН – первоначально имя Ханаан – это имя родоначальника, потом его потомства, и, наконец, его земли. Оно происходит от слова, которое значит – «наклоняться, нагибаться, унижаться, покоряться», и по употреблению в Священном Писании иногда означает самого Ханаана, родоначальника народов ханаанских; иногда ханаанскую землю, иногда – жителей этой земли, иногда купцов или торговцев. По этимологическому значению имени Xанаан нельзя производить от имени ханаанской земли,  поскольку эта земля совсем не низменная, напротив, преимущественно гористая; низменные места её – только финикийские и филистимския, лежащие к морю. Ханаан – младший сын Хама, внук Ноя, родоначальник ханаанских племён. В Новейшее время под ханаанской землей часто подразумевают всю Палестину, всю Землю обетованную, все земли, занимаемые израильтянами, как по эту, так и по ту сторону Иордана. Под именем хананеев подразумеваются первоначальные жители ханаанской земли, которые прежде израильтян поселились в этой земле. Они – сыны и потомки Ханаана, разделялись на одиннадцать племён. Пять из них (евеи, иевусеи, аморреи, Гергесеи и Хеттеи) жили в той стране, которую потом заняли израильтяне; остальные шесть (сидоняне, аркеи, синеи, арвадеи, цемариты и хамафиты) жили к северу от Сидона до Елевтера. Каждое местечко имело своего особого царя, у них не было единства, общего главы; к этому присоединялись языческие нравы, языческое идолослужение, суеверия, волхвования и всякие пороки и беззакония. Ваал, Астарта, Хамос, Дагон, Молох и т.п. были ихбожествами; в их честь насаждались рощи, воздвигались высоты и приносились жертвы. Этим состоянием земли и объясняются строгие законы, данные израильтянам против хананеев. По этим законам хананеев, язычников и идолопоклонников надобно было истребить, всякий союз с ними был запрещён, особенно браки. При таких строгих законах имелось в виду, главным образом, предохранение израильтян от их языческих нравов. Но израильтяне не вполне были верны воле Божьей. Только по мере своего обращения к Богу израильтяне снова делались их победителями. Но хананеи не были истреблены совершенно и во времена Судей; иные из них переселились в Финикию и в другие места и даже в Африку, где были финикийские колонии. Они остались и в самой Палестине; во времена пророка Самуила об аморреех говорится, что между ними и Израилем был мир. Иевусеев победил уже Давид, но и в это время они не были совершенно истреблены. Иоав, во время переписи, обходил города хивеев и хананеев в странах Тира и Сидона. Во времена Соломона они обитали в Газе, и Соломон, не истребляя их, сделал только оброчными работниками. У хеттеев были свои цари и во времена пророка Елисея. Во время Вавилонского плена все эти народы снова свободно распространились по Иудее, и после возвращения Иудеев из плена снова были искушением для израильтян посредством брачных союзов; но при Ездре виновные были строго обличены, незаконные браки расторгнуты, и все иудеи клятвенно обязались быть верными Богу в хранении всех Его заповедей.

 
PR-CY.ru