ФИНИКИЯ - Страница 2

Жители Финикии боготворили Ваала и Астарту – еврейскую Аштароф. Греческая Афродита считалась также одним из главных божеств. Жрицами оной были многочисленные вольные женщины и девы, вместе с евнухами. Служение Ваалу было в Иерусалиме даже в дни царствования Соломона (3 Цар. 11:5). Немало женщин-сидонянок находилось в его гареме, и они ввели здесь свои туземные обряды и поддерживали их. В важных случаях приносились ими человеческие жертвы, как в Иерусалиме, так равно и в финикийской колонии, Карфагене. Название Ваал здесь связано со многими именами, как, например, Аннибал, Гасдрубал, и было также общераспространенным в Палестине. В день смерти Адониса (или Фаммуза) – другого финикийского божества ежегодно происходили плач и сетование финикийских женщин. Иезекииль в одном из своих видений говорит следующее: И привёл меня ко входу во врата Дома Господня, которые к северу, и, вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе (Иез. 8:14). В Тире был воздвигнут также великолепный храм языческому божеству Мелькарту (царь города), иначе греческому Геркулесу, божеству, которое встречается почти во всех колониях Финикии. Финикийцы боготворили также семь кабиримов, или великих богов, по числу небесных планет. Занимались иногда разбоем на море и вели торговлю невольниками. Финикийские купцы торговали нередко вразнос, скупая по пути покрывала, пояса и т.п. Пророк Осия говорит о хананеянах, или финикиянах: «Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать» Ос. 12:7). Греция и Рим из-за своих торговых сношений с Финикией нередко заражались развратом и безнравственностью, т.к. вывозили оттуда предметы роскоши и удовольствий, способствовавшие их деморализации. Финикияне были хорошо знакомы с астрономией и арифметикой; им же приписывают изобретение письмен. Согласно Геродоту, Кадм, финикиянин по рождению, впервые ввёл в Греции буквы и письмена. Они также славились изделием прекрасных льняных материй, изобретением стекла, сидонских зеркал и тирского пурпура. Поскольку финикияне принадлежали к хамитам по своему происхождению, то и язык их был тождествен древним еврейским, или языком ханаанским. На еврейском языке говорили хананеи, когда Авраам пришёл в Ханаан на жительство. Пунический язык карфагенян, по замечанию Иеронима Стридонского и Августина Блаженного, даже после долговременной их разлуки со своим прежним отечеством сохранил близкое сходство с древним еврейским. Финикийские монеты и многочисленные надписи сходны между собой и взаимно поясняют друг друга. Объясняемый по еврейской аналогии Мелькарт (название Ваала) означает царь города. Карфаген – значит новый город; Бирса – холм, на котором стоял город, то же самое, что и Боура, и др. На крыше одного жертвенника, найденной в 1845 г. в Марселе, 74 слова из 94 слов можно найти в Ветхом Завете. В 1855 г. в Сидоне был открыт саркофаг и, после разборки найденной на нём надписи, прочитано, что в нём заключалось тело Ашмунацера, поименованного владетелем Дора, Иоппии и обширных хлебных местностей в колене Дановом. В настоящее время не сохранилось почти никаких следов финикийской литературы. Отрывки из Санхониафона (Sanchoniathon) считаются теперь подделкой со стороны Филобиблиуса, хотя он и утверждает, что перевёл их с финикийского языка на греческий.



 
PR-CY.ru