БЕРОС

БЕРОС (правильнее Беросс; около 350/340 – 289/270 гг. до н.э.) – вавилонский историк и астролог эллинистического времени; жрец бога Бела в Вавилоне; современник селевкидского царя Антиоха I Сотера (281–261 гг. до н.э.). Беросс прославился написанным им на греческом языке сочинением по истории древней Месопотамии – «Вавилонская (халдейская) история» в трёх томах, которое он посвятил Антиоху I Сотеру. Исследователи полагают, что Бероссу принадлежит особый труд по астрономии, название которого известно исследователям в латинском варианте – «Procreatio». Однако исследователи полагают, что под данным названием могут упоминаться отрывки из первой книги исторического сочинения Беросса, в которой писалось о сотворении мира. Сведения о Бероссе и его сочинениях сохранилось до нашего времени в отдельных отрывках, воспроизведённых рядом античных и средневековых авторов на различных языках (греческом, латинском, армянском, сирийском, древнерусском). На Беросса, в основном, через хронологические и, в меньшей степени, через астрологические выдержки ссылаются некоторые позднеантичные и средневековые языческие и христианские писатели. О Бероссе среди античных авторов писали на греческом языке: грамматик Аполлодор Афинский (около 180 – после 120 гг. до н.э., «Хроника»), историк Александр Полигистор Милетский (около 100 – 40 гг. до н.э., «Преемства»), доксограф Аетий (I в. до н.э., «Мнения философов»), историк-иудей Иосиф Флавий (около 37 – около 100 г. н.э., «Иудейские древности», «Против Апиона»), астроном-философ Клеомед (вторая половина I в. н.э., «О круговращении небесных тел»), географ Павсаний (около 110 – около 180 гг. н.э., «Описание Эллады»), философ Клавдий Элиан (около 170 – после 122 гг. н.э., «О природе животных»), историк Абиден (около II в. н.э., «Об ассирийцах») и философ Атеней Навкратийский (рубеж II – III вв. н.э., «Пирующие софисты»). Помимо этого ещё и у Евдема Родосского (IV в. до н.э.) приводился отрывок, соответствующий космогонии вавилонской поэмы «Энуа элиш» («Когда наверху…»), взятый, как полагают исследователи, из Беросса. Намного позже, заимствуя у Евдема (имя Беросса при этом не упоминается), эти сведения из «халдейской теологии» приводит философ Дамаский Диодох (около 462 – после 538 гг. н.э., «О началах: Апории…»). Есть выдержки из Беросса и на латинском языке. Их приводят: архитектор Марк Ветрувий (I в. до н.э., «Об архитектуре»), философ Луций Анней Сенека Младший (4 г. до н.э. – 65 г. н.э., «Естественнонаучные вопросы»), писатель-эрудит Гай Плиний Старший (23–79 гг. н.э., «Естественная история»), и римский грамматик Цензорин (середина III в. н.э., «О дне рождения»). Из греческих христианских писателей важные сведения о Бероссе оставили: Татиан (112 – 185 гг., «Речь против эллинов»), Теофил Антиохийский (II в., «К Автолику»), Клемент Александрийский (около 150 – около 215 гг., «Протрептик»), Евсебий Памфил Кесарийский (около 263 – 339 гг., «Хроника», «Приготовление к Евангелию»), Георгий Синкелл (рубеж VIII–IX вв., «Избранная хронография»), Косма Индикоплевст (VI в., «Христианская топография») и Агафий Миринейский (536–582 гг., «О царствовании Юстиниана»). Среди латинских христианских писателей о Бероссе упоминает Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (165–240 гг., «Апологетик»).

 



 
PR-CY.ru