ТАНЗИХ

ТАНЗИХ («очищение, отрешение от всего дурного и недостойного»‎) – исламский термин, который обозначает отрицание применимости к Аллаху каких бы то ни было характеристик («аусаф») и границ («худуд») ввиду отсутствия среди творений Аллаха чего-либо, что было бы подобно ему. Антонимом термина «танзих» служил термин «ташбих». Сифатиты и мушаббихиты квалифицировали «танзих» как «татиль». Мутазилиты включали отрицание наличия у Аллаха атрибутов («сифат»), которые отличны от его сущности, а восточные перипатетики («фаласифа») – положительных атрибутов. В спекулятивном суфизме «танзих» означал трансцендентность Аллаха как абсолютного единства бытия («вахдат аль-вуджуд»), а «ташбих» – имманентность его тварному миру, в коотором все вещи суть теофании, самопроявления («таджаллият») Аллаха; причём имелось в виду, что поскольку доступный людям «танзих» тоже имеет тварную природу, то подлинный «танзих» предполагает и ведомую одному только Аллаху отрешённость его от этого тварного «танзиха». Синонимами «танзиха» выступали термины «такдис» и «тасбих». «Тасбих» иногда обозначал отрицание существования у Аллаха какого-либо соучастника («ширк») или присущности ему какого-то недостойного качества (слабость, неспособность и др.). Исламские богословы использовали термин «татиль» («лишение»‎) для характеристики учений, в которых утверждается хотя бы одно из шести перечисленных ниже положений: мир лишается Творца (например, в учении «некоторых дахритов» утверждается случайное происхождение мира); Творец лишается творения (например, в учении дахритов утверждается извечность мира); Творец лишается атрибутов, имён и характеристик (как в случае с учениями «некоторых древних философов», «крайних» шиитов и батинитов); Творец лишается сущностных и имеющих положительный смысл атрибутов (как в случае с учением восточных перипатетиков (Ибн Сины и др.), которые наделяли Аллаха лишь соотносительными («идафа») и негативными («сальб») атрибутами); Творец лишается извечных сущностных, свойственных ему самому атрибутов (например, в учении мутазилитов о таухиде); текстуальное содержание Корана и Сунны лишается заключенного в нём смысла, т.е. «ясные» по своему смысловому содержанию священные тексты («насс») подвергаются символико-аллегорическому толкованию («тавил»). Во всех этих значениях термины «татиль» и «муаттила» имели предосудительный смысл, который применялся при характеристике мыслителей, «лишавших» Аллаха упоминаемых в пунктах трёх – пяти атрибутов, имён и характеристик. Сами же эти мыслители квалифицировали соответствующую свою точку зрения как «танзих», противопоставляя её «ташбиху».

 
PR-CY.ru