СИФАТ

СИФАТ («свойства, качества, характеристики»‎) – исламский термин, используемый для обозначения «божественных атрибутов». Термин впервые был введён мутазилитами. На первых этапах развития калама эквивалентом сифата выступал термин «мани» («значения», «смыслы», «идеи»). Некоторые мутакаллимы (Абу Шахим аль-Джуббаи, аль-Бакиллани, аль-Джувайни и Фахруддин ар-Рази) вместо термина «сифат» использовали термин «ахваль» («состояния», модусы), из-за чего их называли «сторонниками концепции состояний» («асхаб аль-ахваль»). Признание наличия у Аллаха положительных атрибутов получило наименование «исбат» («утверждение»), а его сторонники назывались «сифатитами»; отрицание же этого именовалось «татилем» («лишение» Аллаха атрибутов), а его сторонники – «муаттиля». К «муаттиля» относили «фаласифа» (Ибн Сину и его последователей), которые приписывали Аллаху только соотносительные атрибуты («сифат аль-идафа»), такие, как «первопричина», и атрибуты негативные («сифат ас-сальб»), такие, как «извечный». Как «татиль» («лишение») квалифицировалась также точка зрения мутазилитов, которые не признавались в реальности «сифатов» в качестве характеристик («знание», «могущество» и т.п.). Согласно наиболее распространённой классификации, «сифаты» делились на сущностные атрибуты («сифат аз-затзатийа», например, «самодостаточный») и атрибуты действия («сифат аль-филь», например, «питающий»). Исследователи встречают также деление атрибутов на сущностные («затия», «нафсия»), описательные («васфия», «манавия», «хабария», например, «знание», «жизнь») и атрибуты действия («филия»). Суфии выделяли «сифаты красоты» («сифат аль-джамаль», например, «знающий»), «атрибуты величия» («сифат аль-джалаль», например «великий», «могущественный») и «атрибуты совершенства» («сифат аль-камаль», например, «творец», «самодостаточный»). Помимо этого суфии говорили о божественных именах («аль-асма аль-иляхия»), приложимых к самому Аллаху, его атрибутам и действиям и соответственно делившихся у них на сущностные («затия», например, Аллах), атрибутивные («сифатия», например, «знающий») и обозначающие действия («афалия», например, «творец»). Ашариты считали «сифаты» и не тождественными самому Аллаху, его сущности («зат»), и не отличными от него. «Асхаб аль-ахваль» характеризовали модусы Аллаха как нечто и несущее, и не несущее. В спекулятивном суфизме (Ибн Араби и др.) имена Аллаха рассматривались как аспекты божества, различающиеся не сами по себе, а в зависимости от нашей установки («би-ль-итибар»). Суфии и матуридиты говорили об извечности «сифатов» всех разрядов, а ашариты признавали извечность лишь сущностных атрибутов. В матуридизме все «сифаты» подразделяются на личностные («сифат аз-затия») и доказательные («сифат ас-субутия»). Личностные атрибуты сводятся к тому, что Аллах, как Творец, Царь и Управитель всего сущего обладает следующими абсолютными качествами, не присущими для других форм бытия: Вуджуд – необходимость существования Аллаха; Кидам – предвечность (безначальность); Бакаа – вечность (бесконечность); Вахдания – единственность (бесподобие); Мухалифат аль-Хавадис – неподражаемость (сущность и свойства Аллаха не похожи на сущности и свойства Его творений); Киямун би Нафсихи – постоянство (существование Аллаха не зависит от Его творений). Доказательные же атрибуты сводятся к следующим положениям: Хаят – жизнь; Ильм – изначальные и беспредельные знания; Сам – слух; Басар – беспредельное зрение; Ирада – безграничная воля; Кудра – неограниченная мощь; Калам – слово (способность Аллаха говорить); Таквин – способность создавать из ничего. Атрибут «Таквин» делится ещё на четыре положения: а) Ихья – способность оживлять; б) Имата – способность умерщвлять; в) Тахлик – способность создавать; г) Тарзик – способность предоставлять различные блага (ризк) Своим созданиям. Положения матуридизма были приняты в качестве доктринальных основ веры последователями ханафитского мазхаба.

 
PR-CY.ru