МИХНА

МИХНА (араб. – «экзамен, испытание») – испытание, которому с 833 по 849 гг. подвергались исламские богословы. Эти испытания проводились при аббасидских халифах аль-Мамуне, аль-Мутасиме и аль-Васике, целью их было установления лояльности или нелояльности существующему режиму. Те богословы, которые признавали тезис о сотворённости Корана во времени («худус аль-Кур’ан») считались лояльными, те, кто отказывался признать сотворение Писания, становились жертвами репрессий. До этого, во времена правления халифов Харуна ар-Рашида и аль-Амина, сторонники указанного тезиса (джахмиты и мутазилиты) преследовались властями и богословами-традиционалистами. Михна началась при халифе аль-Мамуне и осуществлялась, прежде всего, в Багдаде. Исследователи полагают, что её главным вдохновителем стал Бишр аль-Мариси, который раньше неоднократно подвергался тюремному заключению. Ключевую роль в михне также сыграл Ахмад ибн Абу Дуад, убедивший аль-Мамуна согласиться с мутазилитской доктриной о сотворённости Корана. Он занимал должность верховного судьи (кади аль-кудат) во время правления халифов аль-Мутасима, аль-Васика и аль-Мутавакиля. Одной из её жертв стал Ахмад ибн Ханбаль. Суннитские источники особо отмечают, что Ибн Ханбаль во время михны не прибегал к двусмысленности и неясности (амфиболии), к которой прибегали некоторые люди, когда во время «испытания» их спрашивали о сотворённости Корана. Когда его спросили: «Говорил ли ты обиняками, как это делали другие, или согласился с ними, уступив насилию?» Он ответил: «Да убережёт меня Аллах от того, чтоб я такое совершил! Ведь на меня смотрят, мне доверяют. И если бы я это сделал, то люди до Судного часа стали бы утверждать сотворённость Корана». Конец михне был положен халифом аль-Мутаваккилем, который запретил всякие дискуссии о происхождении Корана. Абу-ль-Валид Мухаммад, сменивший своего отца Ахмада ибн Абу Дуада на посту верховного судьи, был снят с должности и арестован в 851 г., что ознаменовало конец михны.

 
PR-CY.ru