ХУРРАМИТЫ

ХУРРАМИТЫ, хуррамдиниты (от перс. хуррам дин – «радостная», «благая религия») – собирательное название последователей течений в исламе, сект маздакитского толка (см. Маздакиты), в том числе и некоторых шиитских (см. Шииты), которые организовывали антиарабские выступления в VIII–IX вв. в Иране. К ним причислялись участники восстаний Сунбада, Абу Муслима, Бабака. Названия сект, приводимых мусульманскими авторами, восходят либо к основателю, либо к цвету одежды: ал-мухаммира (одетые в красное), асбидджамакийа (одетые в белое), сунбадийа, бабакийа, фатимийа, мубайдийа, мазйарийа, кудакийа, лудшахийа. Общины хуррамитов были созданы в Фарсе, Ахвазе, Исфахане, Хамадане, Кашане, Карадже, Куме, Рее, Табаристане, Дейлеме, Хорасане и в других местах. Информация о них дошла до нас в передаче мусульманских историков (ат-Табари, аль-Бируни и др.), теологов (ал-Ашари, аш-Шахрастани и др.). Сведения об идеологии хуррамитов у мусульманских авторов, которые относились к ним крайне враждебно, обвиняя их в отходе от основных предписаний шариата, очень схематичны и предвзяты. Известно, что их мировоззрение построено на противопоставлении Света и Тьмы, Добра и Зла. Человек должен стремиться к очищению при помощи праведного образа жизни. У «крайних шиитов» хуррамиты заимствовали учение о переселении душ и воплощение божественного духа в человеке. Конец царству тьмы положит приход спасителя (Махди, Абу Муслима, Фируза – сына Фатимы, дочери Абу Муслима). В хуррамитской традиции посланники называются ангелами (фириштаган).  Их социальная программа была похожа на программу маздакитов, вплоть до обобществления имущества и женщин. Они призывали к социальному равенству, отвергая насильственные методы борьбы. Тем не менее, хуррамиты принимали активное участие в народных выступлениях, иногда совместно с шиитами. В X в. большинство хуррамитов приняло ислам шиитского толка, хотя еще в XII в. в сельских местностях Ирана и Мавераннахра существовали их общины. После XV в. хуррамиты в источниках не упоминаются.

 
PR-CY.ru