ХАНАФИТЫ

ХАНАФИТЫ, ханифиты (ал-ханафийа) – последователи ханифитского мазхаба, основанного в VIII в. в Куфе (Ирак) Абу Ханифой ан-Нуманом (699–767 гг.). Он получил блестящее богословское образование и в юности слышал последних сподвижников пророка Мухаммада. Абу Ханифа совмещал занятия фикхом с торговлей, что давало ему финансовую и политическую независимость. Неоднократные попытки омеййадских и аббасидских правителей склонить его к государственной службе не увенчались успехом, и однажды он был даже высечен по приказу халифа ал-Мансура (754–775 гг.), после чего вскоре умер. Основные положения ханифитов сформулированы в приписываемом Абу Ханифе труде «ал-Фикх ал-акбар» (являющимся первым письменным сочинением по исламской догматике), а также в трудах его учеников Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани и Абу Йусуфа Йакуба. Ханифиты целиком и безоговорочно принимают Коран в качестве источника права; Сунна принимается ими как независимый источник при условии тщательного отбора хадисов; консенсус улемов (иджма), унаследованный от предшественников, принимается только в том случае, если он исходит от тех же людей, которые являются передатчиками достоверных хадисов. Однако при отсутствии прецедента принимается консенсус любой группы авторитетных ученых, что дает возможность возникновения региональных иджма. Иначе говоря, ханифиты признают все четыре главных источника фикха (см. Усуль аль-фикх), значительно шире используют рациональные методы формулирования норм права. Широко используется суждение по аналогии (кийас), которое может строиться на любом достоверном материале. Если решение, вынесенное на основе кийаса, ведет к вредным или абсурдным результатам, используется принцип «предпочтительного суждения» (истихсан). Ханифиты допускают широкое использование обычного права (адат, урф) как независимого, хотя и вспомогательного, источника права, что всегда значительно облегчало адаптацию исламских институтов в иноконфессиональной среде. Иначе говоря, они не сводят иджтихад к кийасу, а применяют также истихсан, позволяющий принимать решения с учетом потребностей практики и местных обычаев. Благодаря такой гибкости и терпимости мазхаб ханифитов, начиная с XI в., получил распространение, прежде всего, в неарабских регионах: в Анатолии, на Балканах, Западном Кавказе, в Причерноморье, Поволжье, Средней Азии, Афганистане, Индии, степной зоне до Китая, частично в Индонезии. Он господствовал в Золотой Орде и Османской империи. Ханифиты численно превосходят последователей всех других школ. Большинство мусульман на территории современной России и СНГ также являются ханифитами (за исключением шафиитов Дагестана и Чечни, шиитов-имамитов Азербайджана (см. Шиизм) и исмаилитов Памира). Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана в своих фетвах основывается на выводах ханифитского мазхаба.

 
PR-CY.ru