ВАХДАТ аль-ВУДЖУД

ВАХДАТ аль-ВУДЖУД («единство бытия‎») – философская категория, характеризующая учение Ибн Араби (термин самим Ибн Араби не употреблялся). Словосочетание состоит из слов «вахид» («единство») и «вуджуд» («бытие»‎). Основой «вахдат аль-вуджуд» послужила суфийская метафизика и теософия с элементами таких учений, как неоплатоновская эманационная доктрина и гностицизм, а также калам и фалсафа. В соответствии с концепцией «вахдат аль-вуджуд», причина творения – в стремлении Абсолюта к самолицезрению и самопознанию. Абсолют реализуется в предметах и сущностях вселенной, но атрибуты божественного совершенства оказываются разделены в ней. Собираются же они воедино лишь в человеке, а в совершенном человеке («аль-инсан аль-кямиль») Абсолют познаёт себя во всей полноте. Относительно свободы воли и предопределения создатель учения «вахдат аль-вуджуд» и его последователи полагали, что Бог создаёт людей и их поступки, но действует при этом в соответствии со своим «знанием», которое заключено в прообразах. Исследователи отмечают, что учение «вахдат аль-вуджуд» характеризуется недосказанностью и двусмысленностью. Комментаторы учения «вахдат аль-вуджуд» по-разному толковали его и в какой-то мере изменили сущность учения. Причиной этого стало разнообразие оценок учения как в трудах средневековых авторов, так и в дальнейшем – в работах современных исследователей. Учение оказало значительное влияние на развитие мусульманского богословия и «философского» суфизма. Оно было воспринято и развито рядом суннитских и шиитских мыслителей. Противниками учения были Ибн Таймия, ИбнХальдун, Ибн Хаджар альАскаляни, факих Сирии, Египта и Магриба. Суфий Ала ад-дауля Симнани выдвинул в качестве альтернативы учению Ибн Араби доктрину, получившую название «вахдат аш-шухид». Сторонники этих двух доктрин вели друг с другом активную борьбу, которая не вполне утихла и поныне. Многие исследователи и критики видят в учении «вахдат аль-вуджуд» разновидность пантеизма и заимствование из индуизма.

 
PR-CY.ru