АБУ-л-АЛА аль-МААРРИ

АБУ-л-АЛА аль-МААРРИ (979–1057 гг.) – арабский поэт и мыслитель, классик аскетической поэзии. В богатой литературе эпохи расцвета Халифата он занимает особое место. Его творчество – это не только одна из вершин средневековой арабской поэзии, но и своеобразный синтез сложной и пестрой духовной исламской культуры. В его взглядах переплетаются влияния античной мысли, мусульманских рационалистических учений, философско-религиозной доктрины шиитской секты исмаилитов (см. Шииты, Исмаилиты) и мусульманского правоверия. Вместе с тем его творчество венчает долгий путь развития арабской философской лирики, от пессимистических сентенций доисламских поэтов и элегий Абу-ль-Атахии до размышлений о бренности бытия в панегириках аль-Мутанабби. В четыре года он заболел оспой, вследствие чего потерял зрение. Обучался различным наукам в Дамаске и Багдаде. Гордый нрав и независимость суждений стали причиной того, что Абу-л-Ала  не смог получить покровительство со стороны властей и занять какую-либо должность в культурных центрах Халифата. Слепой с детства, он все же сумел изучить философию, богословие и мусульманское право, арабскую грамматику, древнюю поэзию и другие науки, т.е. овладеть всем комплексом знаний, обязательных для образованного мусульманина того времени. Его произведения насыщены эрудицией и разнообразными реминисценциями из древнеарабских преданий, Корана и хадисов. Большую часть жизни гениальный слепец прожил «узником двойной тюрьмы» – слепоты и добровольного заточения, хотя в его дом стекались почитатели и ученики со всех концов мусульманского мира, а многие образованные люди состояли с ним в переписке. Кроме двух собраний стихов, аль-Маарри принадлежит много научных сочинений, относящихся к разным областям знаний и посланий научно-литературного характера. Наибольший интерес представляет «Послание о прощении», некоторыми особенностями напоминающее видения европейской средневековой литературы. Оно было сочинено в 1033 г. в ответ на письмо богослова и литератора Ибн аль-Кариха, в котором аль-Карих высказывается по вопросам догматики с ортодоксальных позиций, обрушивается на еретиков и пытается доказать, что всякие проступки против веры неизбежно влекут за собой наказание как в земной жизни, так и в потусторонней. «Послание о прощении» начинается серией иронических комплиментов в адрес аль-Кариха за его «благочестие» и «близость к Богу». Далее следует рассказ о путешествии аль-Кариха в загробный мир и описание жизни в раю, сделанное сатирически на основании буквального понимания текста Корана. Оказывается, что после смерти и воскресения аль-Карих попал в Долину Воздаяния, где долго страдал от жары и жажды, ожидая решения своей участи. Но еще в земной жизни он запасся документами, подтверждающими его добрые деяния, и, оказавшись перед вратами рая, расталкивает толпу страждущих и преподносит хвалебные стихи стражнику рая Ридвану. Последовательно он ведет переговоры с дядей пророка Хамзой, с его двоюродным братом Али и, наконец, с самим Мухаммадом, но пророк требует от него бумагу, где было бы сказано, что тот раскаялся и получил отпущение грехов. Таким образом, нравы на небе удивительно напоминают нравы современного поэту общества. В конце концов, после долгих проволочек Ибн аль-Карих получил из «Большого дивана» («диван» – собрание, правительство,  в данном случае – «небесная канцелярия») свидетельство о покаянии и был прощен Мухаммадом, приложившим свою печать. Еще беспощаднее осмеивает аль-Маарри традиционные коранические представления, описывая пребывание аль-Кариха в раю. Здесь, как и в земной жизни, царит несправедливость. Многие попали сюда «по недосмотру», а другие были пропущены на определенных условиях. Так, прославляющий вино доисламский поэт аль-Аша в соответствии с хадисом («кто не отрекся от вина в этой жизни, будет лишен его в той») вынужден в раю довольствоваться лишь медом, когда все другие обитатели рая «кувшинами достают вино, смешанное с медом, из райского источника». Встречает Ибн аль-Карих там и многих доисламских поэтов, причем все они оказались прощенными и попали в рай на основании каких-либо указаний Корана или хадисов, цитатами из которых и грамматическими рассуждениями аль-Маарри ловко украшает текст, создавая иллюзию как его строгой академичности, так и своей абсолютной ортодоксальности. Подобно герою «Божественной Комедии» Данте («Послание о прощении» было написано почти на триста лет раньше «Божественной Комедии») Ибн аль-Карих совершает также путешествие в ад, где беседует с дьяволом-иблисом.



 
PR-CY.ru