АСХАБ АР-РАЙ

АСХАБ АР-РАЙ (букв. «сторонники мнения»), ахль ар-рай («люди мнения») – общее название представителей направления исламского законоведения VII–VIII вв., которые выводили правовые решения на основании своего мнения в тех случаях, если по каким-либо вопросам не имеется однозначного решения в Коране и Сунне. В противопоставление «асхаб ар-рай» были «ахль аль-хадис» («сторонники предания»). Асхаб ар-рай предпочитали решать правовые вопросы на основании собственного мнения (ар-рай), а не на основании прецедента, извлекаемого из хадисов пророка Мухаммеда. В период жизни пророка Мухаммеда мусульмане решали проблемы на основании ниспосылаемых Откровений. Сам Пророк решал некоторые проблемы на основании иджтихада, применяя «ар-рай». В связи с личным авторитетом пророка Мухаммеда в то время это не вызывало критики со стороны мусульман. Появление «асхаб ар-рай» обычно связывают со сподвижником пророка Мухаммада Абдуллахом ибн Масудом, который был послан праведным халифом Умаром в Ирак в качестве судьи (кади) и законоучителя. Возможными причинами стремления к независимому суждению послужило то, что весь комплекс хадисов не мог быть известен в Ираке так же хорошо, как в Хиджазе, а также весьма высокий уровень владения методами формальной логики, привнесённым в ислам бывшими приверженцами других догматических религий. Ещё одной из причин популярности такого метода в исламском законоведении стал большой личный авторитет Али ибн Абу Талиба и Абдуллаха ибн Масуда, отдававших предпочтение такому суждению. Значительная часть богословов, применявшая метод «ар-рая», в основном, находились на территории современного Ирака, поэтому эту школа иджтихада получила название «иракской». В то же время на территории Хиджаза сохранился тот самый общественно-политический климат, существовавший ещё со времён Мухаммада, вследствие чего там не было необходимости широко применять метод «ар-рая». Существовавшая там правовая школа решала проблемы на основании непосредственного обращения к первоисточникам. Поскольку центр этой школы находился в Медине, её назвали хиджазской. Имея между собой тесные контакты, представители иракской и хиджазской школ в значительной степени заимствовали методы друг друга. Независимое суждение («ар-рай») должно соответствовать духу ислама и выводиться методом суждения по аналогии («кияс»). Среди основателей правовых школ (Мазхабов) были представители и иракской, и хиджазской школ. Ахмад ибн Ханбаль был иракцем, но в своём методе широко использовал методы хиджазской школы. Малик ибн Анас жил в Мекке, но широко применял и развивал методы иракской школы, а имам аш-Шафии занимал промежуточную позицию между этими двумя школами. Имам Абу Ханифа был представителем иракской школы. С развитием науки фикха и сложением мазхабов название «асхаб ар-рай» перешло к ханафитскому и маликитскому мазхабам, т.к. «независимое суждение» стало одним из их опорных принципов. Оппоненты «асхаб ар-рай» обвиняли их в пренебрежении к Сунне Пророка и утрате духа ислама, а также в искусственных логических построениях, затрудняющих понимание предмета. Название «асхаб ар-рай» сохранялось за ханафитами и маликитами ещё в IX в., однако позже это понятие осталось только как историческое. Широко применяя кияс и истихсан, ханафиты не отрицали значения и важности хадисов. Основные суннитские правовые школы разошлись относительно его определения. Например, шафииты признают в качестве «ар-рая» только кияс, а ханафиты прибавляют к этому истихсан. Ханбалиты и маликиты признают «масалих аль-мурсала».

 
PR-CY.ru