АР-РАЙ

АР-РАЙ («взгляд, мнение, суждение») – собственное независимое мнение или суждение факиха, на основании которого он выносит фетву. Возникновение понятия «ар-рай» связывается с халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, который послал Абдуллу ибн Масуда в Ирак в качестве кади. Халиф Умар при этом разъяснил, что под «ар-раем» подразумеваются суждение по аналогии и общественная польза. В противопоставление «сторонникам предания» (ахль аль-хадис), последователи Абдуллы ибн Масуда стали называться «сторонниками независимого мнения» (асхаб ар-рай). С конца VII – начала VIII вв. из понятия «ар-рай» стали выделяться различные категории, определявшие методы решения правовых вопросов и методы рационалистического исследования. Так Хаммад ибн Абу Сулейман и его ученик Абу Ханифа разработали метод «суждения по аналогии» и «предопределительное решение», основатель маликитского мазхаба Малик ибн Анас разработал категории «независимое суждение ради пользы» (истислах) и «суждение о разрешении и запрещении» (зараи), а ученик имама Малика Мухаммад аш-Шафии разработал категорию «дедуктивный вывод» (истидлал). Все вышеперечисленные богословы в большей или меньшей степени применяли категорию «презумпция неизменности состояния» (истихаб). Все эти категории не содержали в себе прецедентного правового материала и позволяли успешно решать затруднения, возникающие при буквальном истолковании текстов Корана и Сунны. Применение одних категорий «ар-рая» и отрицание других является одним из определяющих признаков различия (ихтилаф) между мазхабами. После сложение мазхабов понятие «ар-рай» вышло из употребления, будучи поглощённым понятием «иджтихад» или ассоциируясь с «суждением по аналогии» (кияс).

 
PR-CY.ru