АБУ-ль-ХУЗАЙЛ Мухаммад ибн аль-Хузайл аль-Аллаф

АБУ-ль-ХУЗАЙЛ Мухаммад ибн аль-Хузайл аль-Аллаф (около 752–840 гг.) – крупнейший представитель басрийской школы мутазилитов (хузайлитов), полемист. Заложил основы мутазилитской философии. Абу-ль-Хузайл аль-Аллаф родился в Басре в 749 или 753 г. С 818 г. жил в Багдаде. Его учителем был Усман ибн Халид ат-Тавиль – известный мутазилитский проповедник. Среди его учеников были Абу Яку баш-Шаххам (ум. в 880 г.), Абу Усман аль-Адами и халиф Аль-Мамун, в правление которого ряд положений мутазилитов был включён в систему государственного вероисповедания. Был близок аббасидским халифам, особенно аль-Мамуну (правил в 813–833 гг.), включившего в поддерживаемую государством доктрину ряд теологических положений мутазилизма. Умер в 841 или 849 г. в Самарре. Абу-ль-Хузайл аль-Аллаф – автор от 50 до 60 сочинений, ни одно из которых не сохранилось. Его труды имели преимущественно полемический характер и были направлены как против других религий, так и против различных исламских течений (мушаббихитов-антропоморфистов, джабаритов-фаталистов, хашавитов-буквалистов, мурджиитов и др.). Взгляды Абуль-Хузайла подвергались критике не только со стороны суннитских богословов, но и мутазилитов других школ (Джафар ибн Харб, ан-Наззам и др.). Он много дискутировал с зороастрийцами, манихеями, дуалистами (Салих ибн Абдул-Куддус), шиитами (Хишам ибн аль-Хакам). Оппоненты Абу-ль-Хузайла аль-Аллафа считали его доктрину о божественных атрибутах соответствующей учению натурфилософов Античности. По мнению аш-Шахрастани, божественные атрибуты в понимании Абуль-Хузайла суть то же, что ипостаси у христиан. Он ввёл в мутазилитское богословие понятия акциденции тел и атома (джаухар). Мутазилитская традиция приписывает аль-Аллафу разработку общих для всех мутазилитов «пяти принципов», которые служат критерием их идентификации: «единство» Бога; божественная «справедливость»; обязанность для Бога осуществлять Свои «обещание и угрозу»; квалификация мусульманина, совершившего тяжкий грех; «повеление добра и запрещение зла». Исследователи полагают, что аль-Аллаф был первым мутазилитом, который отстаивал утверждение о существовании предела делимости тел, т.е. о существовании атома (финитизм); считал, что минимальное тело состоит из шести атомов, два из которых образуют «длину», два – «ширину», а два – «высоту». Вслед за Джахмом ибн Сафваном он полагал конечность мира в будущем, а с ним Рая и Ада. По некоторым данным, аль-Аллаф придерживался прошиитской ориентации.

 
PR-CY.ru