АБУ ЮСУФ ЯКУБ ибн Ибрахим аль-Ансари аль-Куфи

АБУ ЮСУФ ЯКУБ ибн Ибрахим аль-Ансари аль-Куфи, более известный как Абу Юсуф аль-Ансари (731–798 гг.) – видный исламский законовед (факих), один из наиболее известных учеников Абу Ханифы. После смерти Абу Ханифы возглавил его школу. Будучи верховным судьёй (кади аль-кудат) Халифата, способствовал широкому распространению взглядов ханафитской правовой школы. Точная дата рождения исследователям неизвестна. Исходя из даты его смерти и дат жизни его учителей, исследователи предполагают, что он родился в Куфе около 731 г. (113 г. Хиджры). Со слов самого Абу Юсуфа исследователям известно, что он происходил из небогатой семьи. Юноша стремился к наукам, но отец настаивал, чтобы он овладел каким-либо ремеслом, чтобы зарабатывать на жизнь. Узнав о конфликте Абу Юсуфа с отцом, Абу Ханифа не только не стал взимать плату за обучение талантливого юноши, но даже оказывал ему денежную помощь. По другой версии этой истории, отец мальчика рано умер, а конфликт из-за его желания учиться у Абу Ханифы у него случился с матерью. Первоначально Абу Юсуф изучал хадисы и право у таких учителей как Абу Лайс, Ата ибн ас-Саиб, Мухаммад ибн Исхак, Абу Исхак аш-Шайбани и другие. В 13 лет начал учиться фикху у известного факиха, судьи (кади) Куфы Ибн Абу Лайлы. Через девять лет перешёл к Абу Ханифе и находился рядом с ним в течение пятнадцати лет, вплоть до смерти великого имама, сначала в качестве ученика, затем – ближайшего помощника. Вместе с Зуфаром аль-Хузайлом и другими учениками Абу Ханифы участвовал в разработке теории фикха. После смерти Абу Ханифы (767 г.) занял его место в учёных кругах Ирака. Исследователи подчёркивают, что именно ему принадлежит основная заслуга в широком распространении взглядов Абу Ханифы. В 767 г. Абу Юсуф приехал в Багдад и получил назначения на должность судьи Багдада. По одним данным, халифом, пригласившим его занять этот пост, был Аль-Махди, по другим – Харун ар-Рашид. Впоследствии Харун ар-Рашид сделал его верховным судьёй (кади аль-кудат). Абу Юсуф получил право назначать судей во всём Халифате и принимать апелляции на все судебные решения. По мнению историков, возможность назначать своих протеже во все основные города Халифата и широко применять на практике теоретические разработки Абу Ханифы, стало причиной распространения ханафитского мазхаба. После его смерти в 798 г. на эту должность был назначен его сын Юсуф. Большие способности к логическому мышлению помогали Абу Юсуфу с лёгкостью решать юридические проблемы. Его критиковали за чрезмерную апелляцию к своему мнению (ар-рай) в решении правовых проблем. В своём правовом методе, в первую очередь, он опирался на ясные смыслы Корана и сунны, а затем ссылался на аналогичные решения своего учителя Абу Ханифы. Если он не находил решения проблем в первых трёх источниках, то решал проблемы на основании метода аналогии (кияс), предпочтительности (истисхан) и своего мнения (ар-рай). Учениками Абу Юсуфа были Мухаммад аш-Шайбани и Ахмад ибн Ханбаль. Его взгляды оказали большое влияние на Мухаммада аш-Шафии. Абу Юсуф был автором многих книг по основам фикха, которые стали авторитетными источниками ханафитского права: «Китаб аль-Харадж» (о налогообложении, земле- и водопользованию, государственному управлению и др.). Трактат был составлен по поручению халифа Харуна ар-Рашида и содержит обращение к нему в предисловии. «Адаб аль-Кади» (о правилах поведения для судей). «Китаб аль-Хияль» (о юридических трюках и правовых механизмах). Книга не сохранилась, дошли лишь цитаты в одноимённой работе его ученика аш-Шайбани. «Китаб ар-Радд аля Сияр аль-Авзаи» (обсуждает исламскую доктрину войны с точки зрения ханафитской школы и критикует воззрения аль-Авзаи по этому вопросу). «Ихтилаф байна Аби Ханифа ва-Бни Аби Лайла» (содержит все случаи расхождения по различным вопросам права между Абу Ханифой и Ибн Абу Лайлой) и др.

 
PR-CY.ru