АБУ АБД ар-РАХМАН БИШР ибн Гияс аль-Мариси

АБУ АБД ар-РАХМАН БИШР ибн Гияс аль-Мариси (около 763– 833 гг.) – исламский богослов, видный представитель мутазилизма, мурджиит. Его отец (красильщик на рынке Насра ибн Малика в Куфе), как сообщается, был евреем, а Бишр, после его обращения в ислам, стал мавла Зейда ибн аль-Хаттаба. Он жил в западной части Багдада, в Дарб аль-Мари (или аль-Мариси), из которого взял свою нисбу. Умер в Багдаде в декабре 833 г. в возрасте 70 лет. В фикхе Бишр аль-Мариси хоть и придерживался в некоторых вопросах своих собственных взглядов, но считается последователем ханафитской школы. Был учеником Абу Юсуфа (ум. в 798 г.). Изучал хадисы у Хаммада ибн Саламы, Суфьяна ибн Уяйны и других мухаддисов. В вопросах теологии Бишр аль-Мариси занял особую позицию, за что подвергся нападкам и со стороны суннитов (как сторонник сотворённости Корана), так и со стороны мутазилитов-кадаритов (как сторонник учения о том, что Аллах – творец людского промысла). Он разделял общую позицию мурджиитов, из-за чего мусульманские ерисеографы рассматривают его последователей, иногда называемых мариситами, как одну из ветвей мурджиитов. Доказательству сотворённости Корана Бишр аль-Мариси посвятил полемический трактат против «людей неверия и заблуждения». Он определил веру (иман) как «утверждение» («тасдик») исламского вероучения сердцем и языком, и всё, что не является тасдиком, то не является иманом; наоборот, из этого следует, что поклонение солнцу само по себе является не неверием, а признаком неверия. С другой стороны, он считал все акты непослушания Аллаху тяжкими грехами (кабаир), но его последователи (и, как предполагают исследователи, он тоже) считали это логически невозможным, в свете аята 99:7. Бишр аль-Мариси утверждал, что Коран был сотворён, за что впоследствии был обвинён в джахмизме и мутазилизме. Различие, которое он заключил между двумя видами «воли» Аллаха, побудило его принять по вопросу предопределения промежуточную позицию между двумя крайностями джабаритов и кадаритов, что совпадает с ортодоксальной доктриной и противоречит идее мутазилитов. Его главный ученик, ан-Наджжар, вероубеждения которого, как сообщается, были близки к тем, что были у его учителя, фактически подвергся гонению со стороны его современников мутазилитов. Исследователи говорят, что Бишр аль-Мариси подвергался преследованиям за свои идеи; в частности, сообщается, что он был вынужден скрываться в течение 20 лет во время правления аббасидского халифа Харуна ар-Рашида. Исследователи полагают, что эта история вымышлена, т.к. известно, что имам аш-Шафии останавливался в доме у Бишра аль-Мариси и его матери, благочестивой мусульманки, во время его пребывания в Багдаде, что соответствует середине предполагаемого периода «скрывания» Бишра аль-Мариси. Но также исследователям известно, что традиционалисты (ахль аль-хадис) и, в частности, Ахмад ибн Ханбаль и его последователи противостояли Бишру аль-Мариси с непримиримой ненавистью, так что впоследствии он стал рассматриваться ортодоксальными богословами, несмотря на свою аскетическую жизнь, как один из главных еретиков ислама. Сообщается, что Бишр аль-Мариси дискутировал с имамом аш-Шафии. Узнав, что в одних вопросах Бишр аль-Мариси разделял мнение суннитов, а в других – мнение кадаритов, аш-Шафии сказал ему: «Наполовину ты – верующий, наполовину – неверующий».

 
PR-CY.ru