АДАБ

АДАБ – исламский термин, которым обозначается жанр морально-дидактической литературы. Литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества назывался «адибом». Наиболее яркими представителями «адаба» были аль-Джахиз, Ибн Кутайба и Абу Хайян ат-Таухиди. В IX в. в арабо-исламской культуре оформилось направление, целью которой было воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от предков. Литература «адаба» существовала в виде различных сборников, трактатов, антологий и очерков. В сборники «адабов» входили образцы изящной словесности, прежде всего, поэзии, а также отрывков из Корана и сунны пророка Мухаммеда. Со временем она стала включать терминологию и образцов сочинений из различных наук: сочинения на моральные темы; собрания изысканных стихов, шуток, анекдотов, которые помогают вести непринужденную беседу. Культура «адаба» означала выработку свода светских правил для судей, учителей, чиновников и т.п. Ибн Хальдун называет четырёх основных представителей «адаба»: Ибн Кутайба, аль-Мубаррад, аль-Джахиз, Абу Али аль-Кали аль Багдади. В числе лучших образцов литературы «адаба» исследователи называют «Книгу о скупцах» аль-Джахиза, «Единственное ожерелье» Ибн Абд-Раббихи и «Адаб писца» Ибн Кутайбы. «Адабом» также именовался жанр сборников греческих афоризмов, носивших, в основном, этически-наставляющий характер. В дальнейшем термин стал обозначать морально-дидактическую литературу, которая опиралась на исламскую традицию и не имела прямого отношения к греческим оригиналам. В конечном счёте, «адаб» представлял собой сплав арабского, греческого и персидского начал, которые сделали ислам мировой религией. В исламском праве термин «адаб» имеет значение, близкое или прямо выводимое из понятия «предписанное и запретное» («аль-амр ва ан-нахй»). В этом значении оно употребляется в выражении «адаб хаджа» («правила совершения паломничества») или «адабе чтения Корана» («когда можно брать в руки Коран, где читать, куда класть», т.д.). Морально-дидактические рассуждения «адаба» строятся вокруг тезиса о необходимости «воздания должного». Таким образом, «адаб» оказывается рассуждением о «приличии» в прямом смысле этого слова. Понятия «наиболее приличествующего» («аль-альяк») и «наиболее достойного» («аль-аслах»), разрабатывались не только в каламе и исмаилизме, но и в других школ арабской средневековой мысли. Эти понятия связаны с понятием «должного» («ваджиб»), непосредственно сопряжённое с категорией «право» («хакк»). «Адаб», как наука о приличиях стремится сформулировать практические рецепты поведения, которое не нарушало бы таких «прав» и воздавало бы «должное». Общеисламский «адаб» опирается на то понимание «должного», которое выражено в шариате в категориях «ваджиб» («необходимое») и сунна, или «мандуб» («рекомендуемое»). Почти неисчерпаемую почву адабных рассуждений составляет обширный материал хадисов пророка Мухаммеда и литературы вокруг них. Каждая из школ арабо-мусульманской философской мысли добавляет к этому что-то своё в зависимости от того, что именно считается должным, и на что она считает необходимым обратить внимание своих последователей. В эпоху «мусульманского ренессанса» (IX–XI вв.), и позднее, при дворах правителей проходились встречи учёных, мыслителей, поэтов, музыкантов, а также их покровителей. В основе «адаба» лежало следование духовным традициям, а его целью было всё же светское образование. Адабные учебники давали читателю начальные знания в области математики, грамматики, истории, арабской поэзии, генеалогия арабских племён, риторики, этики и т.п. В современных арабских странах «адаб» означает художественную литературу.

 
PR-CY.ru