АБУЛЬ-ХАСАН Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди

АБУЛЬ-ХАСАН Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди (около 896–956 гг.) – арабский историк, географ и путешественник. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота». Ибн Халдун назвал его «имамом» (главой) всех историков. Сведений о жизни аль-Масуди почти не сохранилось. Из его собственных сочинений исследователи сделали вывод, что аль-Масуди родился в Багдаде. Происходил из рода потомков Абдуллаха ибн Масуда – сподвижника пророка Мухаммеде. После многих лет странствий обосновался в Дамаске, но уже через два года перебрался в Фустат, где написал «Книгу указаний и наблюдений». Аль-Масуди во время своих путешествий побывал в различных провинциях халифата Аббасидов, в Индии, на Кавказе, в регионах, прилегающих к Каспийскому морю, в Сирии, Аравии и Египте. Некоторые исследователи предполагают, что аль-Масуди также мог посетить Китай, Занзибар, острова Шри-Ланка и даже Мадагаскар. Аль-Масуди также упоминает в своих работах Древнерусское государство и Хазарию, и его работы являются важным историческим источником по истории этих стран (впрочем, по мнению исследователей, некоторые его фрагменты, касающиеся правителей славян Маджака и Дира, не имеют однозначной трактовки). В источниках упоминается не менее двадцати работ аль-Масуди, в том числе книга о ядах. Из них, по крайней мере, семь касались вопросов истории и географии. Его magnum opus в 30 томах – «Известия времени» («Ахбар-аз-заман») – утрачен, равно как и приложение к нему – «Средняя книга» («Китаб аль-аусат»). Уцелело сокращённое изложение «Известий времени» с замысловатым, по мнению исследователей, наименованием «Мурудж аззахаб ва ма’адин ал-джавахир («Золотые копи и россыпи самоцветов», в устаревшем варианте перевода «Золотые луга»). Незадолго до смерти аль-Масуди закончил второе дошедшее до нас сочинение «Китаб ат-танбих ва-л-ишраф» («Книга указания и наблюдения»), где исправил и уточнил информацию, изложенную ранее. «Золотые копи» состоят из 132 разделов. Первая часть начинается с сотворения мира и ветхозаветной истории истории. Далее аль-Масуди трактует об общественной жизни и нравах древних народов Индии, Эллады и Рима, попутно пересказывая систему Птолемея, рассуждая о климате, календарях и величайших храмах. Наряду с перипетиями политической жизни рассматриваются социально-экономические и религиозные вопросы, причём не только исламские, но и касающиеся индуизма, зороастризма, иудаизма и христианства. Со слов выкупленного в 845 г. аль-Джарми, аль-Масуди сообщает о граничащем с Византией государстве славян. Сообщив о походе руссов на Каспийское море в 912–913 гг., аль-Масуди принял реальный волок за мнимую протоку, связывающую Волгу с Доном или с Азовским морем. Вторая часть «Золотых копей» не представляет для исследователей такого же интереса. Исследователи отмечают, что в ней довольно поверхностно пересказываются известные по ат-Табари и другим авторам биографии Мухаммеда и всех халифов, причём повествование пересыпано многочисленными анекдотами. Исследователи отмечают, что оба произведения аль-Масуди отличаются как наличием важных исторических подробностей, зачастую почерпнутых у античных авторов, так и изложением фантастических легенда и преданий в виде новелл, которые сродни сказкам «Тысячи и одной ночи» и, как полагают исследователи, послужили одним из источников этой компиляции. Подобно другим средневековым географам, аль-Масуди некритично воспроизводит слышанные им рассказы купцов и путешественников о далёких странах.

 
PR-CY.ru