ЖАН ФУКЕ - Страница 3

Его герои задумчивы и спокойны, в их обликах отражаются яркие черты характеров. Свободно и просто стоит Стефан, изображённый как реальный человек, но легко узнаваемый по Евангелию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти. Его рука покровительственно лежит на плече немного скованного Этьена Шевалье, который представлен художником в момент молитвы. Мученик должен передать от имени заказчика прошение деве Марии, изображённой на правом створке диптиха. Шевалье – немолодой человек с лицом, изрезанным морщинами, крючковатым носом и строгим взглядом маленьких глаз. Вероятно, именно так он выглядел и в жизни. Как и картина с Мадонной, эта часть диптиха отличается цельностью композиции, насыщенностью и звучностью колорита, основанного на красных, золотистых и лиловых оттенках. Богородица восседает в небесах на троне, который поддерживают ангелы. Её левая грудь обнажена, на коленях сидит младенец Иисус, указывающий пальцем на казначея – это знак того, что его мольбы были услышаны. Диптих висел столетия в родном городе Этьена Шевалье Мелене над его гробницей в соборе Нотр Дам. Он должен был оставаться в соборе вечно, как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждое утро в 6.00 утра. Слово «Этьен» высечено золотыми буквами на мраморной колонне. Этьен одет в праздничный, подбитый мехом, наряд, с модными в то время широкими плечами. Он служил сначала секретарём у Карла VII, потом нотариусом и налоговым ревизором. В середине века отвечал за финансы королевства. При дворе, где, по словам Жоржа Шатильена, никто правды не говорил, Этьен Шевалье считался человеком неподкупным и внушающим доверие. Недаром как метресса короля, так и сам король назначили его своим душеприказчиком. Могучий покровитель Этьена Шевалье, святой Стефан, изображён в синем одеянии, окаймлённом на рукавах и вороте золотом. Евангелие, которое святой держит в руках, принадлежало казначею короля. Он, как и король, коллекционировал богато украшенные манускрипты. Дева Мария представляет собой загадку. Её высокая грудь вовсе не похожа на грудь кормящей матери. Мария поражает своим изяществом и спокойной красотой. Бледные тела Мадонны и Младенца, серо-голубое платье и горностаевая мантия Марии резко контрастируют с ярко-красными фигурками маленьких ангелов, окруживших трон. Чёткие линии, лаконичный и строгий колорит картины придают изображению торжественность и выразительность. Историк Йохан Хёйзинга видел в ней лёгкое дуновение декадентской безбожности. По одной из версий дева Мария носит черты Катерины, жены Этьена Шевалье, умершей 1452 г. и погребённой рядом с мужем. Но исследователи считают, что вероятней всего в виде Богородицы на картине изображена Агнесса Сорель – возлюбленная короля Карла VII, умершая в 1450 г. В возрасте 20 лет она впервые появилась при французском дворе, и сорокалетний король влюбился в неё до беспамятства.

 



 
PR-CY.ru