ЖАН ПЮСЕЛЬ - Страница 3

Например, на листе из «Бельвильского бревиария» (лист 24, verso) есть улитка, стрекоза, фазан, бабочка, пьющая нектар из цветка, и обезьянка, схватившая бабочку-красавку за крыло. Изображение стрекозы (demoiselle) на миниатюрах Жана Пюселя, судя по всему, было чем-то вроде личной подписи художника, поскольку в ином значении слово «demoiselle» означает то же, что и слово «pucelle» – «служанка». По мнению исследователей, так шутливо художник «подписывал» свои миниатюры. В его иронии, сопровождающей священные тексты, учёные видят зарождение и визуальное воплощение того свободомыслия, которое спустя века со всей полнотой выразится в эпохе Просвещения. «Пюселевский стиль» несколько десятилетий (до 1380 гг.) доминировал на рынке французской миниатюры. Его последователи, такие как Жан Ленуар, Мастер Бокето, Мастер «Снадобья Фортуны» и другие не внесли никаких серьёзных новаций. Перемены стали происходить с появлением придворной «интернациональной готики», но и художники, работавшие в этой новой манере, использовали многое из богатого наследия Жана Пюселя (в частности, дроллери), в связи с чем его считают одним из отцов-основателей этого стиля. «Бельвильский бревиарий» был заказан приблизительно в 1323–1326 гг. неизвестным доминиканским конвентом и предназначался для Жанны Бельвильской, супруги Оливье де Клиссона. У манускрипта богатая история. 15 лет спустя после своего создания бревиарий принадлежал Жанне Бельвильской; в 1380 г. был в коллекции французского короля Карла V (1364–1380 гг.), затем, у его сына Карла VI (1380–1422 гг.), который подарил его своему зятю, английскому королю Ричарду II. Далее, английский король Генрих IV подарил бревиарий герцогу Жану Беррийскому (1340–1416 гг.), который передал его своей племяннице Марии Французской, монахине в Пуасси. У монахинь Пуасси книга находилась до 1559 г. В бревиарии в сумме 876 листов (два тома: первый – 446 листов – собрание летних молитв, второй том 430 листов – собрание зимних молитв), каждый лист размером 240х170 мм. Текст написан на латыни. В тексте содержится сообщение о том, что манускрипт изготовлен в мастерской Жана Пюселя, которому ассистировали Жаке Маси, Ансьё де Сенс и Жан Шеврие. Бревиарий представляет собой совершенно новое слово в художественном оформлении рукописей; в нём удивительная гармония текста, орнаментов и миниатюрных иллюстраций. Колористическое богатство миниатюр свидетельствует о том, что в мастерской Жана Пюселя были собраны великолепные помощники. Хранится в Национальной библиотеке, Париж.

 



 
PR-CY.ru