«ЖЕНЕВСКИЙ КАТЕХИЗИС»

«ЖЕНЕВСКИЙ КАТЕХИЗИС» – произведение Жана Кальвина, самая ранняя из реформатских (см. Реформатские церкви) символических книг. Опубликован на французском языке в 1537 г. (через год – в латинском переводе) под названием «Наставление и Символ веры, в соответствии с исповеданием Женевской церкви». Это издание 1537 г., включавшее также краткое изложение Символа и ряд положений о церковном управлении, было своеобразным манифестом Ж. Кальвина, где он обстоятельно изложил свою практическую программу для протестантской общины Женевы. «Катехизис» состоит из 58 разделов и по своей структуре является сжатым, хотя и довольно сложным для восприятия изложением «Наставлением в христианской вере». Включает следующие темы: знания о Боге; разница между ложной и истинной религией; человек; свобода воли; грех и смерть; спасение; закон Божий (в том числе Десять заповедей); цель закона; вера; избранничество и предопределение; оправдание и очищение от греха; очищение от греха и верность закону; покаяние и возрождение; вера и добрые дела; Апостольский символ веры; надежда; молитва (в том числе Молитва Господня); таинства; крещение; Вечеря Господня; церковные пасторы и их полномочия; человеческие предания; отлучение от церкви; магистрат. Прилагавшийся Символ веры был более кратким, чем катехизис, и представлял собой извлечения из него. В обоих документах заново формулировались положения, ранее изложенные Ж. Кальвином в его «Наставлениях…» (1536 г.). И катехизис, и Символ веры рассматривались как итоговые вероучительные документы, которыми должна руководствоваться женевская община. По сути дела, «Катехизис» был учебником теологии, слишком большим и сложным, чтобы использовать его для религиозного наставления детей. Поэтому, вернувшись из ссылки в 1541г., Ж. Кальвин составил новый катехизис в форме вопросов и ответов, предназначенный для обучения детей. Значение катехизиса 1537 г. в том, что он стал первым систематическим изложением кальвинизма на французском языке.

 
PR-CY.ru