«ЖИВАЯ ЭТИКА», «Агни йога»

«ЖИВАЯ ЭТИКА», «Агни йога» – новое религиозное движение оккультно-теософского характера. Учение «Живой этики» является преемственным по отношению к «Тайной Доктрине» Елены Петровны Блаватской. Основатели «Живой этики» – Елена и Николай Рерихи. Первая книга «Живой этики» «Листы сада Мории» появилась в 1924/1925 г. За ней вышло ещё 12 книг: «Община» (1926 г.), «Агни Йога» (1929 г.), «Беспредельность I» (1933 г.), «Беспредельность II» (1934 г.), «Иерархия» (1931 г.), «Сердце» (1932 г.), «Мир Огненный I» (1933 г.), «Мир Огненный II» (1934 г.), «Мир Огненный III» (1935 г.), «Аум» (1936 г.), «Братство» (1937 г.), «Надземное» (1938 г.). Ранние книги написаны стилем, близким к стихотворному, в более поздних появляется чёткое деление на параграфы, каждый из которых является ответом Учителя (махатмы) на вопрос ученика. Для адептов учения «Живой этики» трактаты Рерихов являются своего рода мантрами, ритмический характер которых якобы соединяет их с ритмами космоса. Рерихи создали ряд организаций, через которые пропагандировали идеи «Живой этики»: Cor Ardens (Пылающее сердце), Международное художественное сообщество (1921 г.); Музей Н. Рериха (1929 г.); Гималайский исследовательский институт «Урусвати» (1929 г.). В настоящее время идеи «Живой этики» распространяются рериховскими организациями и обществами, существующими в разных странах мира, в том числе в России: Международный центр-музей имени Николая Константиновича Рериха (Москва), Международный совет рериховских организаций (Москва), Благотворительный фонд имени Елены Ивановны Рерих (Москва), Благотворительный фонд поддержки космического мышления (Москва), Объединённый научный центр космического мышления (Москва); Музей Николая Рериха (Нью-Йорк) и многие другие, а также информагентства, интернет-сайты, интернет-форумы, печатные издания. В виде культурно-просветительных программ «Живая этика» проникает в общественные и государственные учреждения, в систему образования. Учение «Живой этики» представляет собой эклектическое соединение положений из различных религий (христианства и буддизма), теософских и оккультных доктрин, философских учений XX в. о космической эволюции, отдельных естественнонаучных теорий. «Живая этика» не признаёт личного Бога. Бог «Живой этики» – это некое изначальное вселенское сознание, в текстах именуемое Бесконечностью. Оно одновременно и отец и мать всего сущего. Как зло, так и добро имеют онтологический характер и являются частью безличного вселенского сознания. Последователи «Живой этики» утверждают значимость зла и его персонификации для дальнейшего развития человечества: борьба добрых и злых сил является причиной эволюции. Е.И. Рерих писала о «величественном образе сатаны», который создаёт из земного человека божественного, даёт ему закон духа Жизни и освобождает его от греха неведения. «Живая этика» трактует грехопадение положительно, как причину эволюции человека, благодаря грехопадению человек избавился от неведения добра и зла (ср. христианское понимание в статьях Грехопадение, Адам, Ева).

 



 
PR-CY.ru