ЗРУГСКИЙ ХРАМ - Страница 2

Алтарная преграда (вторая половина XII – XIII вв.) имела один проход и по две плиты по сторонам; архитрав поддерживали шесть колонок. Основа преграды сложена из травертиновых блоков, покрытых слоем гипса, на который нанесена резьба. Колонки собраны из отдельных гипсовых деталей и скреплены деревянной арматурой. Архитрав не сохранился, исследователи полагают, что он был деревянным. Преграда примыкала к настенному покрытию, где сохранились пазы от архитрава. Техника резьбы по гипсу, применённая при сооружении преграды, встречается по всему Востоку; мотивы резьбы зругской преграды характерны для грузинской культуры. Стены были покрыты фресками, от которых, в основном, сохранился подготовительный рисунок: в апсиде – фрагменты святительского и апостольского чинов, на южной стене читаются «Распятие», «Жёны-мироносицы у Гроба Господня», «Встреча Марии и Елисаветы», отдельные фигуры святых, над входом – «Чудо св. Евстафия Плакиды». Снаружи в тимпане над входом был образ Спасителя или Богородицы с Младенцем (практически утрачен). Изображение мученицы (как полагают исследователи, св. Варвары), находившееся на южном пилястре, перенесено в музей во Владикавказе (Северо-Осетинский государственный объединённый музей истории, архитектуры и литературы). Расположение сцен подчинено распространённой в Грузии схеме, традиционной для византийской провинции. На подбор сюжетов повлияло, как полагают исследователи, посвящение храма Богородице; региональные особенности проявились в выборе фигуры всадника св. Евстафия, широко почитавшегося на востоке византийского мира. Роспись исследователи датируют второй половиной XII в. и относят её к кругу фресковых комплексов XII – начала XIII вв. (Бетаниа, Вардзиа, Кинцвиси, Тимотесубани и др.). По мнению исследователей, Зругский храм строился как главный христианский центр Зругского ущелья. По традиции вокруг сооружения совершались погребения. В более позднее время, как и в большинстве подобных памятников Северного Кавказа, в почитании Зругского храма стали преобладать местные полуязыческие культы, вход внутрь постройки был запрещён, все ритуалы устраивались снаружи. К этому периоду относятся найденные археологами многочисленные вотивные предметы (бубенчики, бляшки, бусы, свинцовые пули, наконечники стрел и т.д.), а также черепа жертвенных животных, сложенные на ограде храма. О христианском этапе напоминает лишь название «Майрам», по мнению исследователей, отражающее первоначальное посвящение храма Богородице. Во второй половине XIX в. юго-западнее руин древнего храма Обществом восстановления православного христианства на Северном Кавказе был построен новый храм Успения Пресвятой Богородицы (освящён в 1860 г.). Это – зальный храм со «вписанной» апсидой и с деревянным перекрытием; стены сложены из необработанного камня и практически не имеют декора. Подобные храмы есть во многих осетинских селениях, имевших свои приходы (например, Цми, Нар, Галиат). Храм XIX в. ныне заброшен, древняя же постройка является местом паломничества, которое почитается осетинами до сих пор. Празднование «Хозита Майрам» приходится на Успение, но, по мнению исследователей, это не связано с изначальным посвящением, а является престольным праздником храма XIX в. Скопление могильных памятников к юго-западу от храмов относится к ХIX–XX вв.



 
PR-CY.ru