ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА - Страница 2

Тем самым заамвонная молитва, завершающая собой службу и напутствующая молящихся, посвящает свои прошения миру, в который возвращаются участники евхаристического собрания. Собственную заамвонную молитву имеет литургия Преждеосвящённых Даров. В ней отражена связь между совершением литургии Преждеосвящённых Даров и временем Великого поста. Священник просит для всех, кто подвизается «добрым подвигом», победы над невидимыми врагами и достойной встречи пасхального дня святого Воскресения. Заамвонные молитвы полных литургий и литургии Преждеосвящённых Даров имеют постоянный текст в официальных православных изданиях богослужебных книг. Но в истории богослужения византийской традиции были известны и заамвонные молитвы, текст которых мог изменяться в зависимости от типа литургии. Литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого, литургия Преждеосвящённых Даров, неконстантинопольские литургии апостола Марка, апостола Иакова, апостола Петра имели свой вариант заамвонной молитвы. Однако наибольшее разнообразие заамвонной молитвы было связано с принадлежностью к различным праздникам или особым дням церковного года, а также к дням памяти святых, поэтому такие заамвонные молитвы получили в научной литературе наименование праздничных заамвонных молитв, в которых раскрывалось значение праздника, его богословские особенности. Эти молитвы встречаются в ряде рукописей Евхология и Служебника, они расположены или сразу после текста чинопоследования литургий, или в виде отдельных статей в других частях Евхология. Число известных праздничных заамвонных молитв исчисляется десятками; их греческие тексты издавались Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским, протоиереем Михаилом Орловым, Т. Миниши и А. Жакобом. Праздничные заамвонные молитвы наиболее часто встречаются в древнейших рукописях. Они есть во многих известных греческих Евхологиях позднее XII в., в частности, в рукописях из библиотеки Ватикана (конец VIII в.), в Евхологиях X в. из библиотеки монастыря Гроттаферрата, в Евхологиях XI в. из библиотеки Синайского монастыря и др. В Евхологии Российской национальной библиотеки (X в.) содержится 28 праздничных заамвонных молитв, среди них три заамвонные молитвы на Успение Пресвятой Богородицы, две – на Рождество Христово, две – на Богоявление, заамвонные молитвы на каждое из воскресений Великого поста, на Пасху, Антипасху, Вознесение Господне, Пятидесятницу, Сретение Господне и другие праздники. Греческие рукописи, сохранившие праздничные заамвонные молитвы, как правило, появились на периферии византийского мира; в рукописях константинопольского происхождения праздничных заамвонных молитв нет, исключение составляет знаменитый константинопольский Евхологий (1027 г.), содержащий несколько таких молитв.

 



 
PR-CY.ru