ЗАПАДНОРУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ

ЗАПАДНОРУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ – в 1468–1686 гг. ряд православных епархий под управление митрополита Киевского и Галицкого в юрисдикции Константинопольского патриарха, отделившихся от общерусской митрополии. Образование Западнорусской митрополии стало следствием того, что Римская курия пыталась добиться признания Ферраро-Флорентийской унии православным населением Восточной Европы. С этой целью в октябре 1458 г. Константинопольский униатский патриарх Григорий III Мамма (1443–1450 гг.) поставил на Киевскую кафедру митрополита Григория (1458–1473 гг.), которого вскоре папа Пий II (1458–1464 гг.) направил к польскому королю Казимиру IV Ягеллончику (1447–1492 гг.) с просьбой содействовать передаче Григорию Киевской кафедры из рук митрополита Ионы, пребывавшего в Северо-Восточной Руси. В Москве Григория не признали, но ряд православных епископов в Польше и Литве были вынуждены ему подчиниться. Вскоре Григорий под влиянием паствы, не желавшей находиться под властью папы, возвратился в православие, а его митрополия вошла в юрисдикцию православного Константинопольского патриарха. Таким образом, общерусская митрополия оказалась разделена на московскую часть под управление автокефального митрополита Ионы и польско-литовскую часть (Западнорусскую митрополию) под управлением Григория. В состав Западнорусской митрополии вошли епархии на территории Литовского великого княжества (Черниговская, Полоцкая, Смоленская, Туровская, Луцкая, Владимиро-Волынская) и Польского королевства (Галицкая, Перемышльская, Холмская). Первоначально резиденцией Западнорусского митрополита был Новогрудок, затем Киев и Вильно, но кафедральным городом остался Киев. Особенностью положения православной церкви на польско-литовских землях была зависимость её от правителей Польши и Литвы, католиков по вероисповеданию. Своё право патроната, унаследованное от православных древнерусских князей, они использовали по преимуществу в ущерб интересам православных церковных учреждений, опека над которыми могла передаваться католическим феодалам и даже католическим церковным организациям. Светские власти вмешивались в назначения епископов и настоятелей монастырей, передавая православные архиерейские кафедры и монастыри мирянам, оказавшим услуги власти. Одним из последствий такого неблагоприятного положения стала слабость иерархических связей в Западнорусской митрополии: власть митрополита над подчинёнными ему епископами была ограниченной, зависимость приходского духовенства от епархиальных архиереев – слабой. И архиереи, и приходское духовенство в большей степени зависели от светских патронов, чем от священноначалия. Власть Константинопольского патриарха над Киевским митрополитом также была незначительной и ограничивалась поставлением на митрополичью кафедру избранного в Западнорусскую митрополию кандидата. Существование Западнорусской митрополии осложнялось и тем, что Ягеллоны, Вазы и их преемники активно содействовали созданию в её границах католических епископств, поддерживали латинскую церковь в её стремлении обратить православных в католичество. В связи с этим деятельность православной церкви уже в конце XIV – первой четверти XV вв. была серьёзно ограничена.

 



 
PR-CY.ru