ЗИНОН и ЗИНА

ЗИНОН и ЗИНА (ум. в 286 или 305 г.) – мученики Филадельфийские (Аравийские; память 22 июня; память в Западной церкви 23 июня). Согласно «Мученичеству», составленному неизвестным автором на греческом языке, воин Зинон из селения Зизиун в Палестине по происхождению был грек и исповедовал христианство. Когда Максим, новый правитель Филадельфии Аравийской (ныне Амман), начал преследовать христиан, Зинон решил открыто исповедовать свою веру. Он раздал имущество и отпустил рабов, однако слуга по имени Зина, который также был христианином, просил позволения остаться с хозяином. Во время торжественного жертвоприношения, совершавшегося в середине июня, правитель Максим приказал привести к себе Зинона. За отказ принести жертвы богам его подвергли бичеванию воловьими жилами, а затем привели к алтарю, чтобы он поклонился идолам. Тогда святой ногой опрокинул алтарь. После новых пыток Зинона заковали в деревянные колодки и заключили в тюрьму, где ночью его посетил Зина. На следующий день правитель потребовал доставить их обоих на суд. Максим тщетно уговаривал Зину поклониться богам, обещая ему звание, отнятое у Зинона. По приказу правителя Зинон и Зина были вновь подвергнуты мучениям, а затем отправлены в темницу. Вскоре в Филадельфию прибыл военачальник Вог. Вместе с Максимом он устроил новый допрос и распорядился повесить мучеников на древе и жечь огнём. Однако пламя не причинило Зинону и Зине вреда, и многие, видевшие это чудо, обратились ко Христу. По приказу Максима мученики были усечены мечом 23 июня. Их тела были тайно похоронены благочестивыми девами, а после прекращения гонений перезахоронены. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (конец X в.), торжественная служба в честь мучеников совершалась 22 июня в храме великомученика Георгия в константинопольском квартале Кипариссий. В «Мученичестве» говорится, что Зинон и Зина пострадали в первый год правления императора Максимиана, т.е. в 286 г. Однако, по мнению болландистов, речь идёт об императоре Галерии, одним из имён которого также было Максимиан (в таком случае мученичество датируется 305 г.). В греческих стишных синаксарях семейства «B» и «C» (по классификации Ипполита Делеэ, например, XI, XII и XIII вв.) память Зинона и Зины приходится на 23 июня. Под этой же датой в грузинском переводе палестинского календаря, сохранившемся в рукописи X в., содержится память мучеников Зинона и Германа. Имя Герман встречается в этом календаре также 1 и 2 марта. Грузинское «Мученичество» Зинона и Зины содержится под 21 июня в рукописи из собрания Гелатского монастыря, которое ныне хранится в Кутаисском государственном историко-этнографическом музее (Грузия). Память Зинона и Зины отмечается в «Типиконе Великой церкви» IX–XI вв. 22 июня без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов память Зинона и Зины не отмечается, однако в греческих рукописях XI–XIII вв. под 23 июня содержится канон Зинону и Зине четвёртого гласа авторства Иосифа с акростихом «Двоицу восхваляю мучеников венценосных. Иосиф», ирмос (начало: «Жизнь истинную, страстотерпцы, желая»).

 
PR-CY.ru